Трагедия в школе: «вины учительницы в произошедшем быть не может»
Предварительными причинами обрушения лестицы в школе считается дефект в кладке кирпича.
Трагедия в райцентре Беляевка Оренбургской области это диагноз всей системе школьной безопасности в России - к такому мнению приходят многие эксперты, анализируя причины обрушение здания средней школы.
В Оренбургской области создана специальная правительственная комиссия по расследованию причин и ликвидации последствий трагедии в средней школе. Комиссии поручено провести расследование до 10 октября.
3 октября объявлено в Оренбургской области днем траура. Трое из погибших девочек будут похоронены на беляевском кладбище, две девочки-мусульманки - в родных селах Алабайтал и Женаталап.
Пока же в православных храмах прошли панихиды по погибшим в школе, траурные обряды совершили и в мусульманских семьях. Ночью взрослые в Беляевке отстояли заупокойную службу в память о погибших. Старшеклассники в это время сидели у стен школы со свечам. Каждый из них знал лично Аню Раваев, Зениру Исхакову, Свету Москаленко, Марину Мартынову, Гульнару Шаглалиеву. Они были любимыми ученицами классного руководителя Сергея Каменева. Сегодня, перебирая школьные фотографии, Сергей Михайлович едва сдерживает слезы.
Его коллега - заместитель директора по учебной работе Марина Бородина - пережить трагедию не смогла. 43-летняя преподавательница повесилась в гараже, утром ее нашел муж. Говорят, перед смертью она кому-то звонила. Кому и зачем - сейчас выясняет следствие. По факту ее смерти возбуждено уголовное дело. Средства массовой информации сегодня распространили сообщение следственных органов Беляевского района о том, что Бородина не была связана с организацией и проведением ремонтных работ, следовательно, «ее вины в произошедшем быть не может».
Предварительной причиной беляевской трагедии прокуратура Российской Федерации по Оренбургской области называет дефект в кладке кирпича и значительную степень износа здания.
Здание школы решено демонтировать. А с 6 октября занятия двух пятых классов по 20 человек будут проходить в здании беляевской начальной школы. Вести туда детей на занятия родители боятся: это здание было построено еще раньше разрушенного и, по их мнению, представляет для детей не меньшую опасность. Ученики 6-11-х классов с 6 октября будут сидеть за партами в днепровской средней школе Беляевского района, куда их будут доставлять два автобуса. От областной администрации семьи погибших детей получат по 300 тысяч рублей. По 100 тысяч рублей выделено пострадавшим, состояние которых на данный момент стабильное, опасности для жизни нет.
Среди причин трагедии в Оренбургской области заместитель председателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин в первую очередь называет отсутствие средств на ремонт школьных зданий: «Мы много говорили о национальном проекте "Образование". Но ремонт школ в национальный проект "Образование" никаким боком не вошел. Между тем, в ремонте нуждаются не менее половины сельских школ и значительная часть городских». Олег Смолин отмечает, что после трагических событий в Беслане думский комитет по образованию каждый год вносит поправки в федеральный бюджет, чтобы выделить средства на программу «Безопасное образовательное учреждение»: «Каждый год, начиная с года после Беслана, нам эти поправки проваливало думское большинство. И все наши аргументы о том, что хоть сейчас это примите, что дальше так нельзя, не действовали».
Даже деньги, предназначенные для ремонта средних школ, выделяются с большим опозданием, продолжает Олег Смолин: «После первого квартала нам говорил Минфин, что по федеральной адресной инвестиционной программе - это связанные дела со строительством, и по проблемам, связанным с капитальным ремонтом - там порядка 5-7% только было выделено денег». По его словам, в основном это происходит в конце года: «И вот мы имеем ситуацию, которая мне, по крайней мере, в советский период не была известна, чтобы во время учебного года ремонтировали учебные заведения. Может быть и было, просто я с этим не сталкивался».
Елена Стрельникова (Оренбург),
Олег Кусов