«Репортеры без границ»: положение со свободой слова в России ухудшилось
Организация «Репортеры без границ» крайне обеспокоена тем, что журналисты в России становятся жертвами политических преследований.
Ситуация со свободой слова в России близка к критической - таков общий вывод экспертов международной организации «Репортеры без границ», опубликовавшей накануне свой ежегодный доклад. Сами российские журналисты признают существование этой проблемы, но сомневаются в возможности повлиять на ситуацию собственными силами.
В соответствии с данными, представленными в новом докладе «Репортеров без границ» в прошлом году, серьезные нарушения прав журналистов были зафиксированы в 85 странах мира. Россия занимает одну из лидирующих позиций в списке самых неблагоприятных с точки зрения свободы слова стран.
Эти сведения озвучила глава департамента Европы и стран бывшего СССР международной организации «Репортеры без границ» Эльза Видаль: «То, чему мы были свидетелями в России в 2007 году - это усиление давления на независимость средств массовой информации, аресты журналистов во время уличных выступлений оппозиции, закрытие независимых газет и журналов, принудительная ссылка журналистов в психиатрические клиники в качестве наказания - все эти события кажутся нам дурным предзнаменованием на фоне приближающихся в России президентских выборов».
По мнению секретаря Союза журналистов России Игоря Яковенко, нынешний доклад «Репортеров без границ», в части касающейся России, мало чем отличается от предыдущих. Ситуация со свободой слова в стране только осложняется.
«Начиная с 2000 года, в России действуют те принципы, которые были заложены в доктрине информационной безопасности - это огосударствление средств массовой информации. По сути дела вытеснение журналистики пропагандой и пиаром. На сегодняшний момент ни один федеральный телеканал не является независимым от государства – он либо впрямую государственный, либо подконтрольный, аффилированный с государством структурой. На сегодняшний момент пропаганда занимает свыше 90% политической информации, которую мы видим по федеральным телеканалам. Не только на телевидении, но и на радио действуют стоп-листы. Очень четко табуируются отдельные темы, табуируются появления отдельные персонажей. Все это видно. Для этого не надо проводить исследования», - говорит Игорь Яковенко.
В качестве примеров серьезных нарушений прав журналистов в России авторы доклада, подготовленного «Репортерами без границ», в частности приводят историю ликвидации самарского приложения к «Новой газете» и уголовное преследование редактора этого издания Сергея Курт-Аджиева. Его обвиняют в использовании контрафактного программного обеспечения.
По мнению заместителя редактора «Новой газеты» Виталия Ярошевского, самарская история лишний раз подтверждает общую тенденцию - ограничение свободы прессы с использованием любых механизмов: «Я думаю, что это звено в общей цепочке. Я имею в виду наступление на свободу слова в России. Нам, столичным журналистам, по сравнению с нашими коллегами в провинции, в общем, нормально живется. А там люди подпадают под давление местных властей. Я не буду говорить о том, что это как-то регулируется из Кремля, но, тем не менее, особенно в преддверии думских выборов, было заметно, как идет это тотальное наступление на независимые издания, которые еще там сохранились. Какие-то островки ведь были. Мы получили не одно свидетельство того, как там, действительно, расправляются с независимыми изданиями. География, к сожалению, очень широкая - от Калининграда до Владивостока буквально. Самарская история, безусловно, ложится на этот удручающий фон».
По мнению главного редактора «Новых Известий» Валерия Якова наряду с политической цензурой большую опасность для свободы слова в России представляет то, что называется самоцензурой. Журналисты вынуждены отказываться от публикации материалов, которые могут повредить отношениям редакций с инвесторами.
«Если говорить обо мне лично, как о главном редакторе, то я бы, наверное, не говорил, что я ощущаю давление. Но как журналист, как профессиональный человек, я не могу не видеть того, что происходит в нашей стране. Мы можем привести последний пример - депортацию журналистов из Ингушетии во время недавних митингов оппозиции, когда журналисты центральных СМИ, центральных радиостанций просто были задержаны, некоторые были избиты, ограблены и выдворены из республики. Или взять пример в Питере, когда у редакции изымают компьютеры. Такие сообщения приходят почти ежедневно с разных концов страны. Мы об этом регулярно пишем на страницах "Новых Известий". Это яркие свидетельства того, что со свободой слова в стране беда. Но то, что мы можем еще об этом писать, то, что мы можем говорить об этом вслух, оставляет некие надежды на то, что все-таки не все еще потеряно».
Валерий Яков также рассказал, что ему, как главному редактору, порой самому приходится выступать в роли цензора и снимать с публикации те или иные материалы. Как сказал Валерий Яков, это происходит не потому, что ему звонят из Кремля, а из желания не портить отношения инвесторов, финансирующих газету, с кремлевской администрацией, с правительством.
«Поэтому мне, как главному редактору, все время приходится оглядываться на интересы инвесторов, без которых газета не может существовать. Могу ли я после этого говорить, что в газете существует полная свобода слова, что газета независима? Конечно, нет. Влияет ли как-то непосредственно сам Кремль на то, что происходит, например, в регионах? Я не уверен. Я не исключаю того, что чаще всего руководители среднего звена, районов каких-то, центров, да и в Москве это происходит, кивают наверх, давая понять, что они действуют в интересах кремлевской администрации или в интересах президента, а на самом деле стремятся обезопасить себя от свободных СМИ», - сказал Валерий Яков.
По мнению главного редактора газеты «Новые Известия» журналистское сообщество слишком разобщено для того чтобы совместно отстаивать свои права.