Жизнь после жизни
В чем суть намечаемой пенсионной реформы — никто не знает. Говорят, что за разглашение проболтавшихся чиновников будут выгонять немедля. Секретность указывает на две взаимоисключающие вещи: либо замышляется что-то совсем плохое, либо что-то очень хорошее.
Точнее, не столько хорошее, сколько в хорошей упаковке, поскольку результат обещают к марту, сиречь к выборам.
Я не экономист. Но в вопросе пенсий специальное образование не главное, хотя бы потому, что люди и со специальным образованием придумали вот все то, что мы сейчас имеем. Я здесь выступаю как «потребитель пенсии». Дай бог дожить нам до соответствующего возраста, и мы неизбежно попадем в эту категорию: экономисты, дилетанты — все подряд.
Конечно, всем хочется, чтобы пенсия была большая. И понять, почему она маленькая, трудно. При огромном стабфонде, при то ли третьих, то ли четвертых в мире запасах золота-валюты. Это рассуждения популистские, поверхностные, но все равно — непонятно. Государство ведь всегда оправдывается нехваткой денег. Но сейчас это совершенно точно не так. «Деньги у подзащитного есть, и деньги немалые».
Однако я не о том, чтобы пустить все наши заначки на выплаты пенсий, зарплат и пособий, я о неких требованиях, которые мы, будущие пенсионеры, можем предъявить к нашим будущим пенсиям. Вот мне пока 35, до пенсии соответственно 25 (если не повысят порог). Но меня уже сейчас призывают думать о будущем, откладывать на какие-то накопительные счета. Была даже неплохая идея: помимо всех отчислений с получки добровольно перечислять на накопительный счет некую сумму, а государство тут же положит на этот мой счет точно такую же сумму! Правда, поначалу не более 10 тысяч в год, но оно все равно просто так даст мне денег за то, что я накапливаю.
Замечательно! Но есть ли у меня уверенность, что через 25 лет этот счет еще будут существовать? Да через 25 лет мы, может быть, с трудом вспомним, кто такой Путин, не говоря о Медведеве и прочих! За 25 лет система поменяется сто раз, изменятся все правила игры, и может получиться так, что я откладывал деньги просто в никуда! Нам не раз уже приходилось испытать это на своей шкуре. Так было с советскими вкладами Сбербанка, с деньгами в 98-м, со сталинскими займами. То есть я должен быть уверен, что какую бы систему сейчас ни приняли, она сохранится надолго!
С пенсионной системой вообще иначе нельзя. Потому что это я выйду на пенсию через 25 лет, а кто-то станет пенсионером через 40 лет, но, допустим, копить хочет начать уже сейчас. Даже если новая система будет не совсем удачной, все равно лучше плохой закон, но твердо соблюдаемый, чем никакого закона вообще. Меняете закон — ищите способ выполнить все данные гарантии. Пусть они даны в 1998 году или в 1991-м и т.д. Я понимаю, что это звучит смешно. Кто и когда у нас что-то гарантировал так, чтобы гарантии соблюдались? Кто и какую систему выстраивал на годы? Но в ином случае и затеваться не имеет смысла. Не стоит ничего делать, раз все равно никаких гарантий и никаких перспектив.
Ну, и несколько тактических требований. Тоже очень серьезных. Мне как работнику важно соблюдение определенных условий. Чтобы если я работал в жизни много, это дало мне преимущество перед тем, кто работал мало. Чтобы если мой труд был сопряжен с особыми условиями и обстоятельствами, то это тоже учитывалось (грубо говоря — год за два). Чтобы если я в жизни получал хорошие зарплаты, то и пенсию должен получить заметно бОльшую, чем те, кто зарабатывал мало.
Это очевидные справедливые условия, но именно они и не соблюдаются. У нас руководствуются некоей абстрактной справедливостью, выводя среднее арифметическое, чтобы никому не было обидно. И это касается не только пенсий, но и вообще всех пособий и выплат. Например, уже приходилось и мне писать о несправедливом размере «декретных» денег, когда есть определенный потолок, больше которого женщина все равно не получит, и для нее желание родить превращается в материальное наказание. Точно таким же наказанием становится и маленькая пенсия. Человек работал, хорошо получал, а потом вышел на заслуженный отдых и оказывается, что ничего он не заслужил и теперь вынужден доживать если и не в нищете, то в серьезном стеснении.
Если кто-то придумает, как соблюсти эти условия, сможет популярно объяснить это народу (ведь здесь понять идею должен буквально каждый) да еще доказать, что система способна работать достаточно долгое время — вот тогда это станет стимулом откладывать на накопительные счета, требовать «белую» зарплату от начальства и вообще ждать пенсию не как конец света, а как «жизнь после жизни».