Таланту Ходорковского отдали должное
Новое дело владельцев «ЮКОСа» неожиданно увеличилось на 5 тысяч листов.
Следственный комитет при прокуратуре РФ приобщил к делу против бывших владельцев «ЮКОСа» Михаила Ходорковского и Платона Лебедева дополнительно 5 тысяч листов финансовой документации и протоколов допросов свидетелей. В результате суд над Ходорковским и Лебедевым никак не начнется до мартовских выборов: обвиняемые просто не сумеют ознакомиться с делом.
Удивительно тут то, что еще недавно власти старались максимально ускорить процесс, а обвинение упрекало Ходорковского в том, что тот затягивает ознакомление с делом. На одном из заседаний суда в Чите по этому поводу даже возникла перепалка между обвиняемым и прокурором. Обвиняемый указал, что он читает по 300 страниц в день при норме меньше ста, а обвинитель в ответ спел осанну уму, памяти и таланту Михаила Борисовича, который, конечно, мог бы читать не в три, а в пять раз быстрее. Выступление завершилось тезисом о том, что вот обвинение готовило материалы куда быстрее.
— Ну, теперь я понимаю, почему у этих материалов такое качество, — усмехнулся обвиняемый.
С качеством материалов действительно беда. В качестве анекдота можно привести случай, когда Генпрокуратура заявила, что Платон Лебедев обчистил закрома родины на 63 трлн долларов. Лебедев подал встречный иск, в котором заметил, между прочим, что 63 трлн долларов — сумма, превышающая совокупные бюджеты всех западных стран. Иск, разумеется, отвергли. Можно было б, однако, подумать, что эта изумительная цифра исчезнет хотя бы с сайта Генпрокуратуры: нет, так до сих пор там и висит.
Михаила Ходорковского в числе прочего обвиняют в том, что он брал нефть принадлежащего ему «ЮКОСа» и продавал ее через принадлежащие ему же офшоры, лишая тем самым государство необходимых и причитающихся тому налогов. Сейчас нефть «Юганскнефтегаза» принадлежит государственной компании «Роснефть», а продается через частную компанию Gunvor, которая находится за рубежом. Cовладелец Gunvor — личный друг президента Путина Геннадий Тимченко, а капитализация ее, по подсчетам экспертов, может составить 15—20 млрд долларов. Читатель сам может посчитать, по какой цене государственная компания должна продавать нефть частному трейдеру, чтобы капитализация трейдера составила такую цифру. Во всяком случае, никто не слыхал, чтобы капитализация офшоров Ходорковского хоть близко приближалась к такому числу.
Если перепродажа частной нефти через частный офшор является преступлением, то чем тогда является перепродажа государственной нефти через частный офшор? Тут разница ровно та же, что между перекладыванием денег из кармана собственного пиджака в карман собственных брюк — и перекладыванием денег из кармана чужого пиджака в карман собственного.
В этой связи еще одно маленькое замечание. Как я уже сказала, официально совладельцем «Ганвора» является друг Путина Геннадий Тимченко. Президент Путин потерял много очков на деле «ЮКОСа»: мало за что ему так доставалось. Приходится признать, что либо Путин — необыкновенно щедрый человек, заступающийся за своих друзей и дарующий, ценой собственных перспектив, им миллиардные состояния. Либо друзья — просто фронтуют кого-то, кто является истинным владельцем кошелька.