Полумера пресечения
Напомним: Яна Яковлева, финансовый директор фирмы «Софэкс», была арестована в июле 2006-го, после того как следователи московского управления Федеральной службы по контролю за оборотом наркотиков завели на нее уголовное дело. Девушке вменялась 234-я статья — незаконный оборот сильнодействующих веществ.
Если объяснить совсем просто, то в вину Яковлевой поставили продажу растворителя — этилового эфира. Он не является запрещенным веществом, и для его реализации российское законодательство не предусматривает никаких лицензий.
Яковлеву арестовали не одну, вскоре в СИЗО попал и другой руководитель фирмы «Софэкс» — ее генеральный директор Алексей Процкий. Примечателен тот факт, что, по словам Процкого, какое-то время назад ФСКН по Москве предложила химикам свою услугу: сделать так, чтобы весь оборот этилового эфира в Москве шел через «Софэкс». Но руководители «Софэкса» от сделки отказались. Вскоре последовали аресты.
Следствие настояло на том, чтобы химиков отправили за решетку, так как, по мнению работников ФСКН, оставаясь на свободе, они могли представлять серьезную опасность для общества. Несколько раз после этого суд находил целесообразным оставление Процкого и Яковлевой под стражей, соглашаясь с доводами следствия о том, что они опасные. Но друзьям заключенных, их родственникам и коллегам эта опасность не казалась столь уж очевидной.
В Москве прошел митинг в поддержку химиков. Про них много говорили, писали. Были сюжеты на телевидении, многочисленные обращения депутатов. Работники ФСКН пробовали было возмутиться, что такое внимание к делу со стороны общественности есть давление на суд, но, видно, в этот момент на наркополицию надавили с другой стороны.
— Знающие люди мне сообщили, что руководству ФСКН последовал звонок из администрации президента, — рассказывает Яна. — После этого Черкесов (руководитель ФСКН. — О.Б.) дал команду своим подчиненным выпустить меня из СИЗО.
Освобождение Яны, безусловно, победа, хотя и не целая, а половинчатая. Освобождая Яковлеву, следствие настояло на том, чтобы второй арестованный химик, Алексей Процкий, остался под стражей, несмотря на то что в вину им вменяется одно и то же. Кроме того, в устной форме адвокатам Яковлевой было предложено подписать документ о том, что они были ознакомлены с материалами дела.
— Это значит, что уже в ближайшее время будет подготовлено обвинительное заключение и дело передадут в суд, — говорит Евгений Черноусов, адвокат Процкого и Яковлевой. — ФСКН пытается как можно скорее отделаться от злополучного дела химиков, спихнув всю ответственность на судей.