Члены партии власти занимаются экстремизмом
Вот уже полгода Госдума собирается с силами, чтобы нанести очередной удар — на этот раз по экстремизму во всех его ведомых депутатам проявлениях. Для этого предлагается внести коррективы сразу в несколько документов.
Что предлагают
Еще в начале года глава думского Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников заявлял о том, что для пресечения экстремистских проявлений в России должна быть создана некая специальная «военная» полиция и должны быть предусмотрены наказания. Для чего предлагается ввести соответствующие поправки в Уголовный кодекс. Ответственность в виде лишения свободы на срок 3—5 лет предполагается ввести за любую деятельность, которую можно счесть экстремистской: пропаганда нацистских идей, распространение брошюр, листовок, пропагандистской информации в интернете.
Авторы поправки в статью 1 «Закона о противодействии экстремистской деятельности» предложили расширить определение понятия «экстремистская деятельность». К экстремизму было предложено отнести не только проявления национализма, но любое «воспрепятствование законной деятельности органов госвласти» и даже «публичную клевету в отношении лиц, замещающих государственную должность РФ или субъекта РФ, соединенную с обвинением указанного лица в совершении тяжкого или особо тяжкого преступления».
Кроме того, авторы намерены признать экстремизмом «не только прямой призыв к осуществлению экстремистской деятельности», но и «публичные выступления, которые… допускают возможность осуществления экстремистской деятельности». Интересно, что, по информации ряда депутатов, «расширительная поправка», официально инициированная группой депутатов (в их числе единороссы Игорь Баринов, Владимир Груздев, Александр Гуров, члены ЛДПР Евгений Багишвили, Василий Тарасюк, представители КПРФ Сергей Собко, Нина Останина, Сергей Штогрин, члены фракции «Родина» (Народная воля-СЕПР) Николай Безбородов, Александр Куваев, Василий Шестаков, представители просто «Родины» Андрей Жуков и Иван Харченко, а также независимый депутат Светлана Горячева) поступила в Госдуму из Кремля.
Помимо расширения толкования понятия экстремизма, предлагается столь же серьезно ужесточить и статью 12 закона, запрещающую использование интернета для экстремистской деятельности. В поправленном виде статья запрещает размещение информации, указывающей на месторасположение используемых для экстремистской деятельности ресурсов в виде гиперссылок, а также запрет на обнаружение поисковыми системами таких ресурсов. А «лицо, осуществляющее управление содержимым ресурса сети связи общего пользования, а также лицо, оказывающее услуги по размещению такого ресурса в сети связи, обязано принять меры по недопущению размещения на таком ресурсе экстремистских материалов и проведения дискуссий и обсуждений, содержащих призывы к осуществлению экстремистской деятельности».
В соответствии с духом и буквой этой статьи оказывается, что владельцы веб-ресурсов становятся ответственными за содержание даже реплик в своих форумах. И любой сайт может быть закрыт за появление совершенно анонимного «проэкстремистского» сообщения. Ответственность за такого рода нарушения (которых технически избежать сложно, если не невозможно, учитывая специфику работы в интернете) предложено прописать в Кодексе об административных правонарушениях. Это (помимо закрытия ресурсов) будут штрафы: для должностных лиц — от 40 до 50 МРОТ, для юридических — от 1000 до 2000 МРОТ.
Еще один закон, который предлагается «поправить» в ходе нового витка борьбы с экстремизмом — «Об основных гарантиях избирательных прав…». В Госдуму поступил проект поправок, подготовленных представителями «Единой России» — Павлом Ворониным и Михаилом Емельяновым, «Родины» — Александром Бабаковым и Андреем Жуковым и ЛДПР — Игорем Лебедевым, Егором Соломатиным и Владимиром ОвсяннИковым. (Кстати, изначально идея была озвучена Общественной палатой.) В соответствии с поправками должна быть введена отмена регистрации кандидатов на выборах всех уровней в случае, если они «допустили высказывания экстремистского характера». По мнению авторов, запрет на подобные высказывания должен распространяться на все СМИ, включая интернет-издания. При этом предлагается отслеживать выступления участников предстоящих выборов не только в период собственно избирательной кампании, но и с момента назначения даты выборов, еще до официальной регистрации кандидатов. А понятие экстремизма, разумеется, будет трактоваться расширительно. Отслеживать кандидатов-«экстремистов», как предполагается, будет прокуратура, ей же намерены предоставить право обращаться в суд.
Чего опасаются
Отношение к предлагаемым поправкам, мягко говоря, неоднозначно, в том числе и в депутатской среде.
Противники внесения поправок в «Закон о противодействии экстремистской деятельности» уверены, что инструментов борьбы с экстремизмом у государства уже достаточно, а истинная цель новых поправок — ограничение свободы слова в России. Есть опасения, что жертвами закона станут все СМИ и в целом все силы, оппозиционные к действующей власти, чем и объясняется всплеск «антиэкстремистских» настроений в преддверии выборов 2007-го и 2008 годов. Ведь под расширенное определение экстремизма могут попасть, например, выступления оппозиционеров, в которых они обвиняют представителей власти в коррупции или нарушении прав и свобод граждан. Да и вообще — любая критика власти или конкретного ее представителя.
Правда, спикер Борис Грызлов в прошлый четверг попытался успокоить потенциальных противников новых изменений: по его компетентному мнению, критика власти может быть приравнена к экстремистской деятельности лишь «в случае, если в ней содержатся призывы к свержению существующего режима насильственным методом». Тем не менее представители оппозиции полагают, что предложенные поправки могут ухудшить политическую, да и социальную обстановку в России, так как, сведя на нет легальную оппозицию, могут спровоцировать неподдающееся контролю протестное движение «на улицах».
Превентивными мерами против укрепления оппозиции в целом и оппозиционных партий в частности называют очередные поправки в выборное законодательство. Депутаты-инициаторы делают все возможное, чтобы не допустить появления в Госдуме следующего созыва оппонентов действующей власти. По мнению многих, очередные ограничения — это не борьба с экстремистскими проявлениями, а новый способ зачистки политического пространства, наряду с ужесточением закона о политических партиях, запретом для депутатов переходить из одной партии в другую и отказом от протестной графы «против всех». Так, член фракции КПРФ Николай Харитонов откровенно заявил, что оппозиции «пытаются заткнуть рот под предлогом борьбы с экстремизмом». То, что среди авторов законопроекта нет ни коммунистов, ни независимых депутатов, эту мысль подтверждает. Тем более что, как стало известно «Новой», представителям и тех, и других предлагалось поставить свои подписи под законопроектом.
Что касается введения цензуры в интернете, то в случае принятия предложенных изменений Рунет рискует превратиться в слепок с интернет-сети Туркмении, которой доступны исключительно сайты органов госвласти этой страны. К тому же у правоохранительных органов нашей страны появится возможность закрыть практически любой неугодный ресурс. Ведь компании, предоставляющие технический доступ в интернет, не могут быть аналитиками, лично и достоверно определяющими, какие сайты или отдельные высказывания на форумах этих сайтов являются экстремистскими, а какие нет. И уж совсем неясно, как поисковые службы могут заблокировать поиск информации экстремистского содержания.
По информации спикера Грызлова, пакет «антиэкстремистских» законопроектов может быть принят в первом чтении в самое ближайшее время, еще до конца нынешней сессии.