Кто откроет Россию
Солнце с эмблемы межрегиональной общественной организации "Открытая Россия", чьи счета арестованы якобы во исполнение приговора по делу Михаила Ходорковского, закатилось.
Зампред правления и директор проектов фонда Ирина Ясина вынужденно остановила машину, но не прекратила борьбу за открытое общество (без кавычек) в нашей стране. И на вопросы "Новой" хозяйка колоссальной гражданской сети отвечала так, будто все еще возможно тут исправить.
Ирина ЯСИНА: "Подаем в Басманный суп. А вдруг? "
- Ирина Евгеньевна, от каких социальных проектов отказалась страна, заморозив счета единой и неделимой "Открытой России"?
- Все: Школа публичной политики, "Помоги советом", Клуб региональной журналистики, "Новая цивилизация", Институт независимых выборов...
- Скажите проще, чего такого делала "Открытая Россия", в чем ее никто заменить не в состоянии?
- То, что перечислено у нас на сайте, делали только мы. Потому что найти какие бы то ни было деньги в России на гражданское общество по-прежнему невозможно.
- Но есть же жесткая логика: было в России "Открытое общество", государство прогнало Сороса - на его место пришла "Открытая Россия" Ходорковского. Какой следующий шаг?
- Ходорковского государство не искало - мы сами появились. Поскольку наше государство не нуждается в проявлениях подобной инициативы вообще, если не будет никого на этой поляне, оно вздохнет с облегчением. Не раз подчеркивая, что оно готово помогать развитию гражданского общества даже деньгами, государство предлагало своего рода "жареный лед", которого в природе не бывает. Критиковать того, от кого ты получаешь деньги, сложно - Путин сам об этом сказал.
Реально государство может помочь гражданскому обществу лишь разработкой закона об эндаументе (endowment (англ.) - фонд, куда вносятся средства или собственность с целью обеспечения дохода на нужные цели, поддержки колледжей, больниц и т.д. - С.М.) и, если очень захочет, перечислить туда государственные деньги. И тогда уже независимый совет директоров из достойных и уважаемых людей - если таковые найдутся, но не из членов Общественной палаты, а, скажем, Людмилы Михайловны Алексеевой - будет распределять их на правозащитную деятельность.
- А почему, собственно, не из Общественной палаты? Создав в стране управляемую демократию, Кремль с ее помощью может попытаться построить и управляемое гражданское общество.
- Это - мечта! Общество может быть либо гражданским, либо нет. Как и демократия. Управляемое общество - не гражданское по определению. Когда, извините за сравнение, человек берет резиновую женщину для удовлетворения определенного рода потребностей, он же не рассчитывает, что она будет дышать? Так и гражданское общество, которому помогает в развитии государство... В Англии с XII века государство не вмешивается в общественные дела, поэтому у них гражданское общество - аквариум, где живут самые разнообразные рыбки, а Общественная палата - это бульон, сваренный из тех, кто живет в аквариуме.
- Вы подали иск в суд, кажется, даже в Басманный, всерьез рассчитывая, что решение об аресте счетов будет отменено?
- Мы как честные граждане, конечно, рассчитываем на то, что несправедливые решения будут отменены. Я пытаюсь сохранять оптимизм, присущий мне по природе. А вдруг? Разве рассчитывали люди, которые шли по делу "Гранд-Три кита", что попадется им судья Кудешкина, которая будет судить их по закону, а не так, как ей велели? Ведь нашлась же! Мы рассчитываем сейчас исключительно на гражданское мужество отдельных людей - и больше ни на что.
- Для гражданского общества нужны Граждане. Какого процента их достаточно?
- Мне трудно оценить процент. Могу только сказать, что люди сейчас начали вспоминать слово "стыд". Мне очень понравилось заявление СПС по поводу "Открытой России": судьи, не подписывайте эти бумаги, даже если вас об этом просит начальство, - лучше уволиться или застрелиться. Нельзя, в конце концов, так прогибаться! Нам же потом детей воспитывать, а мужчинам - бриться, глядя на себя по утрам в зеркало, и думать: "Вот сволочь". На что еще рассчитывать, кроме инстинктов? Институты у нас не работают - расчет может быть только на отдельного человека: проснутся у него внутри честь, гордость, достоинство или нет. Думаю, что в принципе достаточно процентов 15 - 20 вообще по стране, чтобы снова стало важно, у кого какая репутация.