Телеканалы попали в сети своих партнеров
Иркутское телевизионное пространство находится в постоянном движении. Сетка вещания ведущих каналов меняется едва ли не ежемесячно. Какие-то изменения связаны с инициативой местных телекомпаний, какие-то диктуют сетевые партнеры из Москвы. Однако практика последних лет показывает, что те вещи, которые предлагают москвичи, не всегда идут на пользу местному телевидению.
Сетевое партнерство: история вопроса
Если не вдаваться в юридические и организационные тонкости, сетевое партнерство — это сотрудничество двух телекомпаний, как правило местной и московской. Первая предоставляет имеющееся в ее наличии эфирное время, вторая занимает это время своими программами и, естественно, рекламой.
У сетевого партнерства давние и долгие отношения. Вспомним, как в начале 90-х годов в регионах России как грибы после дождя начали появляться местные телестудии. Тогда можно было сравнительно недорого купить вполне сносную аппаратуру, а также приобрести лицензию на вещание. В Иркутске, например, было занято только два метровых канала — третий и пятый, а дециметровые вообще были свободными.
Получив целый канал, новые телестудии столкнулись с проблемой заполнения своей сетки вещания. Опытных тележурналистов было крайне мало — сотрудники региональных ТРК с опаской воспринимали новшества и не спешили менять место работы. Цивилизованного рынка готового телевизионного продукта вообще не было. Вспомним, что тот же АИСТ — первая иркутская независимая телекомпания — вынужден был пускать в эфир фильмы с обычных бытовых видеокассет, купленных в коммерческом киоске.
В Москве телевизионные каналы развивались значительно быстрее, чем в провинции. Они стали предлагать более качественную продукцию, и региональщики потянулись к москвичам. Сетевое партнерство означало для них значительные преимущества на местном телерынке. Борьбу за прайм-тайм выигрывают москвичи
Сетевая эйфория длилась несколько лет. Однако сейчас борьба за сетевых партнеров начала стихать, а некоторые местные телекомпании вообще подумывают, как бы от москвичей избавиться.
Почему так происходит? Во-первых, в регионах появились люди, которые сами способны делать интересные передачи. Возьмем, например, недавний проект "Я — кумир", который был очень высоко оценен специалистами. Или программа "НЧС", которая ничем не уступает аналогичным московским передачам. Или "Камертон", у которого рейтинг растет не по дням, а по часам.
Во-вторых, москвичи потихоньку стали выдавливать региональщиков из так называемого прайм-тайма. Не далее как в позапрошлом году в Иркутской области появилась столичная компания TNS Gallup Media, исследующая телеаудиторию с помощью специальных приборов. Они позволяют с точностью до секунды определить, какую передачу и в какое время смотрит телезритель. В свое время мы рассказывали об этом проекте, не подозревая, какую опасность он таит для местных телекомпаний.
А с Gallup Media, между прочим, работают все крупные рекламодатели, которые, основываясь на исследованиях, требуют от центральных каналов не разрешать своим региональным сетевым партнерам перекрывать наиболее рейтинговое время.
Что мы в итоге имеем? В прайм-тайм — то есть в то время, когда все люди приходят домой, хотят отдохнуть и расслабиться перед телеэкраном, — телекомпании предлагают им московские программы, наполненные рекламой до такой степени, что иногда трудно понять, смотришь ты фильм, напичканные рекламой, или рекламу, разбавленную фильмом. Не говоря уже о том, что качество этих программ оставляет желать лучшего. Все меньше в России остается людей, которые без раздражения могут смотреть, к примеру, на Регину Дубовицкую или Дмитрия Нагиева.
Рейтинг каналов поднимают иркутяне
Зритель, безусловно, чувствует эти изменения, и рейтинги иркутских телеканалов подтверждают нарастающее неприятие давления Москвы на местную аудиторию. Как следует из последних исследований того же Gallup Media, растет рейтинг телекомпаний "Город", чье сотрудничество с ТВ-3 выглядит чисто номинальным, и АИСТ, по неизвестным нам причинам прекративший контакты с REN TV. Рост "аистят" вообще выглядит пугающим: их аудитория только в Иркутске за последние два месяца увеличилась со 136 до 213 тысяч человек.
Стоит, кстати, напомнить, что рост рейтинга "пятой кнопки" в Иркутске несколько лет назад был связан не с какими-то глобальными изменениями на РТР, а приходом на ИГТРК новой команды, которая смогла поднять местные передачи на новый качественный уровень.
Недолгий исторический опыт показывает, что москвичи лишь могут поддерживать тот или иной уровень канала, а на рост рейтинга влияют только местные проекты. Поэтому те каналы, которые менее зависят от сетевого партнера, имеют явное преимущество в борьбе за телезрителя на региональном телерынке.