Дмитрий Рогозин определится со своими и чужими
Заместитель председателя правительства Дмитрий Рогозин, курирующий военный блок, нашел еще один канал по эффективному освоению бюджета.
Он активно поддержал предложение руководства корпорации создать масштабный кластер по разработке и производству системы "свой-чужой".
Напомним, система радиолокационного опознавания "свой-чужой" - это аппаратно-программный технический комплекс для автоматического различения своих войск и вооружений от войск противника. Система распознавания "свой-чужой" состоит из запросчика и ответчика, которые позволяют идентифицировать принадлежность цели. Российскими военными используется станция СРЗО-2, которая является самолетным запросчиком-ответчиком, и станция СРО-2 — только ответчиком. Обе станции входят в систему "Кремний-2". Эта система установлена и на самолетах гражданской авиации, чтобы исключить случайный пуск средств ПВО по своим самолетам.
На сухопутных средствах вооружения система "свой-чужой", как правило, не устанавливается в силу крайней сложности ее эксплуатации в условиях реальной войны, и в то же время с легкостью ее использования противником для введения войск в заблуждение. Вследствие этого, неоднократно имели место случае ошибочной стрельбы против своих войск в Афганистане, Южной Осетии и Чечне. В частности, в ходе Абхазской войны 16 января 1993 года российским зенитно-ракетным комплексом "Бук" был сбит самолет Л-39 "Альбатрос" командующего ВВС Абхазии Олега Чанбы, который при этом погиб. 1 января 1995 года в Чечне во время штурма Грозного самолёты Су-25 нанесли удар по колонне 104-й Тульской воздушно-десантной дивизии. Более 50 военнослужащих погибли и получили ранения. 8 августа 2008 года в ходе войны в Южной Осетии пилот сбитого штурмовика Олег Теребунский чудом избежал смерти, будучи обстрелян российскими военнослужащими и осетинскими ополченцами, принявшими его за грузинского лётчика.
Эксперты отмечают, что система "свой-чужой" не только не является панацеей от "дружественного огня", но и зачастую увеличивает потери от него. Дело в том, что система "свой-чужой" достаточно сложна в эксплуатации, в то же время ее легко ввести в заблуждение - сознательно или случайно. Само собой, Дмитрий Рогозин, как специалист по вооружениям, не может этого не знать.
Тем не менее он уже распорядился продолжить развитие системы госопознавания, обеспечить интеграцию и единый формат устройств, использующихся в различных родах и видах войск, сформировать общие стандарты для всех производителей аппаратуры этого типа. Само собой, это потребует серьезных бюджетных вливаний с неизвестным результатом. Система "свой-чужой" может оказаться очередным "нанотехом", на которую впустую уйдут совсем не нано-деньги.