Интервью Бабра. Алексей Аксютенко: «это всё не про журналистику»
Третья, заключительная часть беседы с красноярским политтехнологом Алексеем Аксютенко. Поговорили о журналистике в Красноярском крае.
Первая и вторая часть интервью.
– Как оцениваете уровень краевой журналистики?
– Уровень, к сожалению, проигрывает самому себе. Были времена, когда Красноярской журналистикой можно было гордиться, когда были действительно серьёзные журналистские расследования, блестящие ведущие, золотые перья и прочее. А сейчас…
Виталий Поляков, Сергей Рубцов, Антон Попов, Михаил Мандрыка и ещё ряд ребят. Есть люди с большим потенциалом. Но это всё не стреляет. Просто нет потенции на яркие сюжеты.
Та же Пензина, которая входила в пул знаковых заметных журналистов, Зайцев, их теперь нет. Образовалось безликое журналистское сообщество.
Есть, скажем так, «остатки» ТВК. «Прима» делает скорее развлекательный контент, это не всегда журналистика.
На этом фоне даже «8 канал», до того момента как стать рупором Пономаренко, как-то выделялся. Талантливые ребята там есть: Кристина Димова, Артур Лукава. Но профессиональными журналистами их назвать я не могу. Какое-то время сотрудничал с ними, к сожалению, уровень понимания политических и других процессов не впечатлил.
А когда журналисты «7 канала» путают бывшего губернатора, ныне покойного Валерия Зубова и ныне покойного депутата Госдумы Виктора Зубарева, это вообще махровый непрофессионализм.
Настолько непрофессионально, что немножко грустно.
Что касается телеграма. К Виктору Самусенко можно относиться по-разному, но он достаточно увлечённый и свой канал «Борус» делает профессионально. Если говорить про «Бабр», его нельзя отнести к красноярской журналистике, это другая территория.
Краевой Союз журналистов работает достаточно профессионально. Руководитель Дмитрий Голованов, Татьяна Голованова. Они действительно стараются, но это не цепляет. Это всё немножечко про прошлое. А оно уже не работает.
Современные медиа сейчас – это человек с телефоном. Огромные журналистские фолианты и тексты… Клиповое мышление вытеснило аналитическое, никто особо не вчитывается, не вдумывается, не пытается разбираться в хитросплетениях. Мы живём во времена постправды, когда fake news воспринимаются людьми проще или легче, чем какие-то серьёзные журналистские работы.
Не забываем и про информационные войны. Противостоять им красноярская власть неспособна, а журналисты особо и не нападают. Создался паритет.
Госконтракты на освещение деятельности власти формируют этакий информационный собес, куда в очередь стоят все более-менее что-то из себя представляющие журналисты, чтобы получить копеечку из краевого или городского бюджета. Это всё не про журналистику.
– «8 канал» теперь рупор Сергея Пономаренко?
– Очевидно. Собственник «8 канала» господин Головкин обладает неуёмным, болезненным желанием власти. Сергей Пономаренко дал ему власть, чем купил лояльность «8 канала». И теперь Головкин, как верный соратник Пономаренко, с яростью кидается на тех людей, с которыми раньше были пусть даже дружеские отношения.
В любой системе публичных взаимоотношений нужно быть последовательным. Та же история с Тереховым. Когда-то они называли друг друга говноедами, а теперь поют друг другу дифирамбы.
Как только «8 канал» потерял политическую субъектность главного критика власти, он сразу перестал быть интересен зрителям. Потому что всё, что делает «8 канал» с точки зрения контента, это плохо. Сделано на коленках. Интерес зрительской аудитории держало содержание, которое потерялось из-за продажи лояльности краевой власти.
Например. Люди долгое время писали на «8 канал» про то, как их притесняет Береснев, о чём журналисты снимали разгромные сюжеты. А потом Головкин рассказал, что подружился с Бересневым. У людей такое поведение вызывает лишь брезгливость.
Кстати, в советское время это называлось политическая проституция.
– Есть мнение, что Сергей Пономаренко контролирует все краевые СМИ.
– Всеми СМИ управляет его величество контракт. Госпожа Брежнева со всеми выстроила взаимоотношения, все получают финансирование. Например, крупные телеканалы, тот же ТВК, «Прима». Понятно, что у них есть и свои задачи, но, в общем и целом, они с властью дружат.
Посмотрим, какая позиция на этот счёт будет у «Афонтово» в связи со сменой владельца. Пока это канал с хорошим именем и с хорошей историей, с многочисленными ТЭФИ. Но он находится в регрессии, поэтому очень интересно посмотреть, что получится у нового собственника. Тем более, учитывая события, связанные с Геннадием Торгунаковым.
Риски, что «Афонтово» прекратит своё существование на радость тому же «8 каналу», который стремительно теряет популярность, особенно после выключения из кабельной сети «Орион телекома», безусловно высокие. Но кроме Торгунакова, как учредителя, есть и руководство канала, которое, насколько я знаю, готовит новый сезон. Посмотрим, что из этого получится.
Телеграм-каналы тоже управляются финансовыми инструментами. Делается всё просто.
Есть господин Терехов, который очень любит контракты от краевой власти. Он создаёт много дублирующих друг друга телеграм-каналов. Смыслового контента в них нет, штампуют одно и тоже, подают информацию под разными углами. Эти каналы попадают в госконтракты, получают финансирование.
На госконтрактах даже такие порталы как НГС24. Я с определённой симпатией отношусь к Марии Антюшевой, которая в НГС занимала какую-то определённую, обособленную позицию. Прочитал её огромную обеляющую статью в отношении Логинова, связанную со скандальной дорогой. В тексте объясняется, почему к коттеджу мэра непременно нужно было провести дорогу с ливнёвкой и освещением. Под видом обычного жителя интервью в защиту Логинова дала бывшая глава Туруханского района, а НГС представило комментарий как альтернативную точку зрения. А ведь совсем недалеко, в этом же Октябрьском районе многодетные семьи, давно получившие участки, не могут нормально до них добраться. Разве это профессиональная работа?
Понятно, что человек хочет заработать денег. Но когда ты позиционируешь себя как человека, который не сворачивает со своего жизненного пути, а потом делаешь вот такой репортаж, это сильно удешевляет репутацию. Я с пониманием к такому отношусь, но не одобряю.
У меня нет претензий к красноярской журналистике. У меня есть мнение по этому поводу. Нужно быть последовательным. Впрочем, может, такие внезапные метания журналисты объясняют себе финансовыми поощрениями.
– В последнее время некоторые «анонимные» телеграм-каналы говорят о том, что вы главный по красноярскому «Бабру».
– Я с уважением отношусь к работе красноярского телеграм-канала «Бабр». Что же касается слухов, они всегда были и будут. Многие анонимные каналы только и занимаются тем, что придумывают различные слухи. Я к подобным вещам отношусь снисходительно.
– Спасибо за беседу.
Фото: из личного архива Алексея Аксютенко