Красноярский край: между социальным взрывом и экономическим коллапсом
«Выживут сильнейшие», - завуалированно дал понять регионам Владимир Путин в своём последнем обращении к нации. И отпустил субъекты в свободное плавание, неожиданно вспомнив про незыблемые принципы федеративного устройства государства, в соответствии с которыми субъекты должны обладать существенной долей суверенитета.
Отныне регионы сами должны решать, как бороться в распространением коронавирусной инфекции и принимать решение о введении режима ЧС. Самим надлежит им бороться и с экономическими последствиями вводимых карантинных мер: самим решать, что делать с идущим ко дну из-за простоя частным сектором экономики; самим разбираться с теряющим доходы населением и грядущим кризисом неплатежей. Здравствуй, долгожданный федерализм.
Однако субъекты РФ оказались не рады внезапно свалившемуся на голову суверенитету. Полномочия-то Москва дала, а денег на их исполнение - нет, что порядком озадачило губернаторов. Некоторых из них - настолько сильно, что они тут же ушли в отставку.
Красноярский край - это богатый регион-донор, который питает федеральный бюджет, реализует масштабные инвестиционные проекты на своей территории и выказывает претензии на статус драйвера роста для всей российской экономики. Среди 85 субъектов Красноярский край входит в топ-10 по объёму капитальных вложений и ВРП.
Регион не может позволить себе повести себя сейчас, в этот критический временной отрезок, инфантильно или недееспособно. Раз уж назвались «драйвером» - надо соответствовать. Это не Бурятия или Хакасия, перманентно покоящиеся в дотационном анабиозе и не претендующие на экономические регалии и автономию.
Надо сказать, руководство Красноярского края попыталось соответствовать статусу экономически развитого региона - и предложило локальные меры по поддержке частного сектора региональной экономики.
4 апреля, спустя два дня после того, как Владимир Путин открестился от вызванных коронавирусом проблем регионов, глава Красноярского края Александр Усс выпустил два указа. Документы призваны найти баланс между необходимостью сдерживать распространение коронавируса режимом самоизоляции и поддерживать экономическую активность, чтобы не допустить коллапса экономики (ну или хотя бы смягчить этот коллапс).
Первый указ, «О дополнительных мерах, направленных на предупреждение распространения COVID-19», расширяет перечень организаций, которым разрешено работать в период действия режима самоизоляции - при условии соблюдения санитарно-эпидемиологических мер. Смягчение карантинных мер - правильное решение для региона, в котором не наблюдается взрывной динамики прироста инфицированных.
Второй указ, «О первоочередных мерах по обеспечению стабильной социально-экономический ситуации в Красноярском крае в условиях распространения новой коронавирусной инфекции», касается поддержки бизнеса и населения. Среди мер поддержки бизнеса: снижение ставки налога при упрощённой системе налогообложения до минимального размера; освобождение от налога на имущество для наиболее пострадавших организаций; послабления по транспортному налогу, аренде государственного и муниципального имущества; рекомендация для арендодателей предусмотреть возможность отсрочки арендных платежей для субъектов малого и среднего предпринимательства.
С текстом губернаторского указа, который вступил в силу 5 апреля, можно ознакомиться по ссылке.
Меры, конечно, половинчатые и на «спасательный круг» никак не тянут. Но попытка сохранить лицо региона в условиях, когда федерация повернулась к своим субъектам пятой точкой и вероломно бросила их на поле битвы с эпидемией и её последствиями, - попытка, как говорится, засчитана.
Нужно понимать, что эффект от резкого снижения экономической активности и длительного простоя в работе частного сектора будет несколько отложен. Ждать первых ярких свидетельств экономического обвала (а это рост безработицы, падение доходов населения, кризис неплатежей, первые банкротства юрлиц и ИП, социальное напряжение) нужно не сиюминутно, а примерно через месяц. Грубо говоря, в мае.
Если по существу. Какая базовая помощь нужна малому и среднему бизнесу, а также населению, занятому в нём?
- Государство должно взять на себя выплату заработной платы пострадавшим от карантина россиянам (как бюджетникам, так и занятым в частном секторе) - по примеру ряда западных стран. Прямые денежные выплаты тем, кто находится в режиме самоизоляции без сохранения заработной платы.
- Кредитные каникулы для малого и среднего бизнеса, а также населения без начисления процентов на период каникул.
- Настоящие, а не частичные, налоговые каникулы для пострадавшего бизнеса - с освобождением от всех основных налогов, в том числе, от уплаты НДС.
- Полное освобождение от арендной платы и коммунальных платежей бизнеса, деятельность которого простаивает из-за карантинных мер. У этой медали есть и вторая сторона - арендодатели и ресурсники, которым тоже нужно вести рентабельную хозяйственную деятельность. Государство могло бы взять на себя компенсационные выплаты для них.
Рычаг осуществления вышеперечисленных мер - у федерального центра. У этого рычага даже конкретное наименование имеется - Фонд национального благосостояния, спасательная подушка нашего государства на время финансовых и экономических потрясений. И поры бы уже использовать ФНБ в интересах населения. Увы, федеральный центр не спешит распечатывать фонд для нужд народонаселения и навязывает регионам правило игры «каждый сам за себя».