Дмитрий Верхотуров

© Babr24

ОбществоКрасноярск

26026

01.10.2019, 07:49

Шарыпово: город "индустриального племени"

Шарыпово - небольшой городок на западе Красноярского края, стоящий на отшибе и обязанный своим появлением строительству Березовского угольного разреза и Березовской ГРЭС, с самой высокой дымовой трубой в России и конвейерами по доставке угля с разреза на электростанцию.

Городков таких, как Шарыпово, немало, и в Сибири их свободно наберется два или три десятка. Почти все они являются поселками при крупных, больших и важных предприятиях, например крупных электростанциях, угольных разрезах, алюминиевых заводах, гидроэлектростанциях и тому подобных объектах. Эти объекты требуют довольно многочисленного коллектива работников, и рядом с ним возникает городок с "соцкультбытом", как говорили в советские времена. Если такой городок находится далеко от других городов, и стоит изолированно, в силу чего общение населения сосредотачивается в самом этом городке, то в нем могут возникать любопытные культурные и ментальные феномены.

Такой город, как Шарыпово, формирует свою замкнутую среду, которая почти ничего не сообщает внешнему миру, но и сама почти ничем за пределами своего обособленного мирка не интересуется. Это связано с привычками населения, для которого есть жесткая и понятная вертикаль подчинения, и есть начальники предприятия, которых надо слушаться и чье мнение абсолютно авторитетно. Поскольку от этого начальства полностью зависит жизнь и благосостояние каждого человека в таком городке, то все остальное для населения просто малоинтересно и несущественно. Если пожить в таком городке достаточно долгое время, пару-тройку десятилетий, то неизбежно возникнет странный и интересный феномен самоизоляции.

В нем ничего не происходит, в смысле, ничего такого, что было бы интересно за пределами Шарыпово. Всякие разного рода местные новости, типа благоустройства, строительства очередного храма, или вот переселения людей из готовых развалиться бараков станции Дубинино в новые дома уже в Шарыпово - это, скажем прямо, не привлекает особого внимания.

Ничего важного или интересного для людей вне города в Шарыпово не делается. Вообще, мне приходилось бывать и даже жить некоторое время (были раскопки большого тагарского кургана на окраине города, в которых я принимал участие), и тогда у меня сложилось ощущение, что местные жители не особенно верят в существование внешнего для них мира и людей, живущих за пределами их городка. Нет, формально есть для них и Красноярск, откуда приходят автобусы, и компания, перед которой отчитывается начальство, и даже Россия, куда уходят линии электропередач... Но обозревая из окна пятиэтажки ровную степь почти до самого горизонта, над которой стоит и коптит труба ГРЭС, поневоле зарождается сомнение в существовании других мест, пусть даже и населенных фантастическими существами, вроде пёсьеголовцев.

С одной стороны, это не так уж и плохо, поскольку такие города обычно мало в чем нуждаются в своем весьма простом повседневном быте и потому довольно редко что-то для себя просят. Все их проблемы так или иначе решает предприятие, которому они служат.

Но все же, с другой стороны, не может не возникать интересный вопрос: эти люди с нами или нет? Вопрос поставлен, конечно, не формально (с формальной стороной у жителей Шарыпово все в порядке), а фактически. Находятся ли люди таких небольших и изолированных городков с нами, то есть населением городов крупных, в одном и том же культурном поле, чтобы не возникало потребности в дополнительных коммуникативных инструментах? На мой взгляд, не особо. Конечно, говорить о полном разрыве нельзя, все же мы пользуемся одинаковым языком. Но, по моим наблюдениям, нет и взаимопонимания. Коммуникация непрочная, неустойчивая, быстро сходящая на нет, при практическом отсутствии взаимно интересных тем. То, что они находятся вне культурного поля крупных городов, и выражается в том, что в этих городах "ничего не происходит"; нет того, чтобы могло бы стать новостью и достоянием интенсивного информационного обмена.

Поскольку образование таких городков происходило на наших глазах, то нетрудно описать в общих чертах этот процесс. Берется некая довольно большая группа людей, набранных отовсюду и направляется на стройку объекта и городка при нем, где-нибудь на отшибе. Внутри группы, встроенной в жесткую вертикальную иерархию, образуются плотные и прочные связи, усиленные браками и возникающим семейным родством. За годы и десятилетия бывшие некогда связи с внешним миром рвутся или ослабевают, и вот уже возникает то, что я бы назвал "индустриальным племенем". Это некая общность, возникшая вокруг крупного предприятия, в основе профессиональная, которая со временем становится кровнородственной, если не целиком, то в значительной части. Изоляция и сильные внутренние связи неизбежно ведут к установлению своего рода "племенного" быта и мировоззрения.

Думается, что через некоторое время придется набирать специалистов и направлять этнографические экспедиции для изучения этих "индустриальных племен", не только ради научного любопытства, но и ради установления с ними более разносторонних и разнообразных контактов.

Дмитрий Верхотуров

© Babr24

ОбществоКрасноярск

26026

01.10.2019, 07:49

URL: https://babr24.news/kras/?ADE=193392

Bytes: 5118 / 5043

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Красноярском крае и Хакасии:
[email protected]

Автор текста: Дмитрий Верхотуров.

Другие статьи в рубрике "Общество" (Красноярск)

Блогнот. Ради чего министр тарифной политики поставил на кон коммунальную инфраструктуру региона?

Прочитал выжимку из выступления министра тарифной политики Красноярского края Александра Ананьева в эфире радио «Комсомольская правда – Красноярск». Говорит, что остро «стоит проблема в изношенности сетей, в некоторых районах до 70%». Такое чувство, что оправдывается в чем-то.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

1079

02.10.2025

Блогнот. Послесловие о выборах

Хочется немного порассуждать о происходящем. Безальтернативные выборы являются серьезной болезнью политического организма государства.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

5853

21.09.2025

Блогнот. Обращение к коллегам, членам Федеративного совета СЖР

Уважаемые коллеги, члены Федеративного совета, руководители региональных отделений! Обращаюсь к вам, чтобы прояснить ситуацию, которая сложилась в нашем Союзе журналистов России.

Валерий Лужный

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

6432

19.09.2025

Инсайд. Работа краевой власти с федеральным центром

Федеральный вектор продолжает оставаться приоритетным для Михаила Котюкова. Не только многие его решения, но и в целом управленческий стиль можно объяснить желанием не отставать от трендов, которые задаются в высоких московских кабинетах. Не сказать, что в этом смысле он оригинален.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаЭкономика и бизнесКрасноярск

6367

18.09.2025

Нам пишут. Ограничение количества фермерских животных – инициатива красноярских депутатов

В Государственную Думу внесен законопроект по ограничению количества животных и птицы в личных подсобных хозяйствах. Инициатива исходила от красноярских депутатов.

Валерий Лужный

ОбществоЭкономика и бизнесКрасноярск

6355

17.09.2025

Нам пишут. Открытое обращение к губернатору Красноярского края Михаилу Котюкову

Срочно! Жители Норильска в опасности из-за безалаберности руководства аэропорта «Алыкель»! Я — жительница Норильска, мать двоих маленьких детей, дочь пожилой бабушки, которая нуждается в постоянном уходе. Я пишу вам не ради сенсации.

Валерий Лужный

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

6949

16.09.2025

Инсайд. Забавная математика

Выборы депутатов Канского окружного совета состоялись. Победа у ЕР. Хотелось бы поздравить партию. Но, вникнув в официальный протокол избиркома, понимаешь, что именно в Канске (то есть в Канском округе) у местной власти «очень не всё в порядке» с поддержкой населения. Всё просто.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

5293

16.09.2025

Инсайд. Что раздражает красноярцев?

В последние месяцы заметно изменилась структура проблем, которые вызывают раздражение жителей Красноярского края. Так, неожиданно на первое место вышел сюжет с отключением мобильного интернета в Красноярске и ряде других городов региона.

Кирилл Богданович

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

5227

15.09.2025

Телеграм Красноярска за неделю. Доклады, суд и прямой эфир губернатора

Бабр представляет обзор ключевых событий и обсуждений в красноярском сегменте мессенджера Telegram за неделю с 8 по 14 сентября включительно. Доклады губернатора Нюансы работы главы региона Михаила Котюкова на прошлой неделе обсуждали некоторые телеграм-каналы.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

5919

15.09.2025

Накрутка Швыткина, безразличие Котюкова и интриги Пономаренко: итоги опросов Бабра

Опросы про полезных и бесполезных политиков Бабр сделал с аналогичным подвохом, как и в случае с мэрами. Но результаты получились неоднозначными. Дело может быть в том, что в одном из опросов голоса накрутил один очень известный депутат, что могло кардинально повлиять на итоги.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

7530

12.09.2025

Инсайд. Как занижали аренду для ТРЦ «Планета»

28 августа 2025 года суд приговорил к четырем с половиной годам колонии Елену Марченко, бывшую главу краевого Центра кадастровой оценки. Центр по поручению Минэкономики края оценивает государственные участки и здания, чтобы знать, сколько за них платить налогов и за какую сумму сдавать их в аренду.

Кирилл Богданович

ОбществоСкандалыЭкономика и бизнесКрасноярск

6776

12.09.2025

И полезные, и бесполезные: итоги опросов Бабра

В конце августа Бабр в своём телеграм-канале «Красноярск. Бабр. Дальше некуда» (@kras_24) запустил несколько опросов, чтобы узнать, кто в минувшем летнем сезоне оказался полезным или бесполезным управленцем Красноярского края. На этот раз опросы оказались с подвохом.

Анна Роменская

ОбществоПолитикаСкандалыКрасноярск

6310

11.09.2025

Лица Сибири

Макаревич Татьяна

Баттулга Халтмаагийн

Шарипова Ольга

Журавлев Владимир

Никулин Андрей

Таевский Павел

Гильдебрант Михаил

Сухорученко Владислав

Трофимова Эльвира

Козак Игорь