Кино-2014: Смело мы в бой пойдем за власть мартышек!
В прокате Иркутска и области – блокбастер «Планета обезьян: Революция» о тяжелой доле разумных шимпанзе и бабуинов в мире, где еще остались хоть какие-то люди.
«Планета обезьян: Революция» (Dawn of the Planet of the Apes) (12+). Режиссер: Мэтт Ривз. США, 2014
В конце предыдущей серии («Восстание планеты обезьян», 2011) обезьяны, с мозгами которых люди проделывали сложные эксперименты, разбушевались, освободились и прямо по головам горожан поскакали на вольные просторы. От них же пошла страшная зараза, получившая название «обезьяний грипп». В начале настоящего фильма сообщается, что за десять лет данная чума выкосила основную часть человечества.
К чему привели два этих одновременных процесса – вымирание людей, которым уже светит участь динозавров, и резкое «поумнение» высших приматов? А вот к чему: людишки по привычке жмутся к жалким остаткам своих городов (видимо, обезьяний грипп спровоцировал еще и Третью мировую), а обезьяны по аналогичной привычке коротают экзистенцию в лесных просторах. И прямо сейчас в том месте, где раньше было Сан-Франциско, вот-вот начнется что-то вроде Четвертой мировой войны – теперь между разными, хотя и родственными, видами. А возникло все из пустячка – человечки, возглавляемые унылыми мужчинами Дрейфусом (Гэри Олдман) и Малкольмом (Джейсон Кларк), забрались на обезьянью территорию, дабы запустить оставшуюся там ГЭС. Обезьяны под предводительством своего Цезаря (Энди Серкис) расценивают это как вызов к разрешению давно назревающего конфликта.
Кто сказал, что у животных не может быть своих домашних животных?
Голливудцы опять выдали на-гора именно такой блокбастер, который надлежит смотреть с умным лицом. В самом деле, от воцарения на физиономии чего-либо, кроме унылой серьезности, посетителя данного сеанса сможет спасти разве что глубокий сон (который картина «Планета обезьян: Революция» тоже обеспечит очень многим).
Образное выражение «обезьяна с гранатой» воплощается здесь более чем буквально
Да отчего же, спрашивается, этот фильм снял не Кристофер Нолан? Видимо, только оттого, что в текущем году он уже вознамерился огорошить нас своим инопланетным блокбастером «Интерстеллар». Впрочем, этому деятелю нет нужды шибко разбрасываться, даже при его ненасытном эго. Ведь, обалдев от нолановских доходов, в его ученики добровольно записалось пол-Голливуда. И, как ни прискорбно, не избежали этой стяжательской участи даже многие талантливые авторы. В их число, как выяснилось намедни, вошел и доселе классный режиссер Мэтт Ривз.
Ривзовские фантастические фильмы с умеренным бюджетом и блистательной атмосферой («Монстро» и «Впусти меня. Сага») входят в число наиболее симпатичных пунктов из списка достижений жанрового кино последних лет. А вот кинолента «Планета обезьян: Революция» смотрелась бы в таком списке, как не пришей кобыле хвост. Это настолько заурядный, вторичный и элементарно устаревший блокбастеришко, что вместо талантища Ривза его легко мог бы снять какой-нибудь бездарный наймит, в кино попавший по одному кумовству (вспомните, например, провальную постановку «47 ронинов», вышедшую в начале сего года).
Так кто от кого все-таки произошел?
Однако после Нолана Голливуд все больше преуспевает в производстве фильмов, сделанных с пресловутым умным лицом и рассчитанных на ответные зрительские реакции в виде двухчасовой сосредоточенности и финального благоговения. Нечего и говорить, иной раз даже самому себе совестно сознаться, что битый час ты прокорпел над внимательнейшим просмотром жутчайшей ерундистики. На этом психологическом факте стоял, стоит и сто лет еще простоит сверхраскрученный Нолан. Но и его ученичкам должно что-то перепасть – иначе просто не бывает.
«Да за кого ты себя почитаешь, фря ты эдакая, облизьяна зеленая?» – кипятился по несколько иному поводу герой Достоевского. У кого достанет характера просмотреть «Планету обезьян: Революцию» именно с такой эмоцией в уме и на челе, тот будет герой недели и интеллектуальный красавчик месяца. Хочется надеяться, что всем остальным зрителям хотя бы приятны приматы.