Биликто-лама: «Мы дружим с шаманами»
Три года назад на территории в предместье Рабочее муниципалитет выделил место иркутским буддистам под строительство дацана. На том месте было построено здание дацана, где и проходят на сегодня службы.
Рядом с храмом дацана расположена позная. Здесь готовят самые вкусные, свежие, аутентичные и недорогие буузы, т.е. позы. В позной оборудована небольшая столовая для прихожан и паломников, где прямо в вашем присутствии приготовят кушанье из рубленого мяса и вы сможете насладиться им в атмосфере домашнего уюта.
У самих служителей буддийского храма грандиозные планы на дальнейшее строительство: выстроить целый комплекс культовых сооружений, но пока проект только на макете, в проекте.
В иркутском дацане работают 5 лам, с одним из них мы и встретились. Биликто-лама – настоятель дацана.
- Вы действительно строили дацан своими силами священнослужителей и прихожан?
- 24 февраля 2005 года мы получили постановление мэра и начали строиться и всё своими силами и силами прихожан. Мы не стали нанимать рабочих, да и здесь нет для меня ничего сложного, я по первому образованию инженер-технолог.
- У вас в планах еще совершить немало построек?
- Да, у нас еще будет около десяти зданий: Сакчен Дуган (Соборный храм), Мамба Дуган (Медицинский центр), Калачакра, институт Диспута, Зимний сад, Грядущий Мантрея, а то здание, в котором мы сейчас находимся, это административное здание. Здесь у нас располагается 6 кабинетов. В них мы занимаемся тибетской медициной, астрологией, здесь же проходят молебны (6 основных молебнов в месяц). Вот таким образом мы ведем пока свою работу.
- Какой распорядок дня у ламы?
- У нас не бывает выходных, мы каждый день здесь работаем, с 9 утра, когда начинается основной молебен – Сахюусан. Он длится до половины одиннадцатого. Дацан работает до 17часов вечера.
- Много ли ходит людей к вам?
- Нельзя сказать, много или мало, к нам приходят люди по необходимости. Мы бываем заняты порой целый день, так за день бывает, что и за сотню переваливает. Причем 90% из прихожан – это русскоязычное население. Они приходят, обращаются в буддизм, уже в течение 9 лет, десятый год пошел, как я работаю ламой в общей сложности. В общем, народ идет.
- Чтобы человек к вам пришел достаточно одного желания?
- Здесь желания не бывает, бывает нужда. Необходима, прежде всего, нужда. Например, человек нуждается в лечении, например, у него гастрит или язва, либо у него почечное заболевание, поджелудочное, печеночное, заболевание органов дыхания, бывает, приходят с давлением, стенокардией, много, около ста тысяч недугов излечивает тибетская медицина. Лечим лекарствами растительного происхождения, животного состава, минералами…
- Вы помогаете не только буддистам, но и остальным
- Много лет назад Будда сказал: Для состраданий всем живым существам. Тогда еще не было ни христианства ни буддизма, были живые существа. Для сострадания есть не только люди, есть животный мир. Есть невидимые существа, такие как инфузория-туфелька или амеба, есть духи с формой и без форм. Будда расположил все существа на 6 ступеней: на 1 и 2 – духи, люди у нас идут на 3 месте, на 4 – животные, на 5 – невидимые животные простейшие, и есть 6 – это ад. Поэтому для сострадания – все живые существа, неважно какой религии.
- Где же этому всему обучают? Откуда выпускаются ламы?
- У нас в Агинске, в Забайкальском крае мы возродили традиции, открыли буддийскую академию, там проходит аттестация и аккредитация с лицензированием, а второе место – при буддийском дацане. На сегодняшний день там можно получить высшее духовное образование, там лама защищает кандидатскую диссертацию (бакалавра и магистра), и потом идет докторская защита. Профессура у нас называется «Габжи». Среди учителей и преподавателей есть буряты, есть русскоязычные, так по России уже более ста русскоязычных лам, они работают в Москве, Санкт-Петербурге, в средней полосе России, на Украине. Большое предпочтение в этом отношении отдается хакасам, калмыкам, тувинцам, где еще плохо развит буддизм, русским ребятам. Таким ученикам даем более плотный график учебы, чтобы они постигли тонкости учения, с погружением в монгольский или бурятский языки.
- Как буддизм относится к шаманизму?
- У нас с этим проблем нет, мы дружим с шаманами. Например, есть такой шаман по фамилии Григорьев, он бывает у нас в гостях.
Понимаете, если человеку дано в этой жизни быть христианином, значит, он и будет христианином, если же быть шаманом, то и будет шаманом, таковы правила судьбы. Мы это прекрасно понимаем и лечим всех, независимо от вероисповедания. Даже те заболевания, которые связаны с духами, для нас здесь ничего страшного нет. Поэтому таких характерных у нас разделений нет. Везде в мире до прихода буддизма все народы жили и молились земле, воздуху, огню, дереву, воде, и питались чистыми продуктами. Мы из этой земли питаемся, и мы должны ей что-то отдавать, создается круговорот бытия: все брать нельзя, иногда нужно что-то и отдавать, поэтому существует подношение. Подношение это не жертвоприношение, а подношения, это дары продуктами.
- Расскажите теперь немного о жизни современного ламы, он не обязан вести аскетический образ жизни?
- У нас полноценная обычная жизнь, нам можно, как и всем жениться, у нас ребята живут и за пределами дацана, и не нужно считать, что лама должен жить по определенным догмам. Действительно, есть те, кто решил взять на себя обет безбрачия, но это вовсе необязательно. Современные ламы знают по 5 иностранных языков, имеют высшее образование, пользуемся Интернетом, в общем, живут полной не ограниченной жизнью.
По материалам "Иркутской недели"