Раз-два-три - вышел зайчик... и убил
Во властных кругах возобновился разговор о легализации огнестрельного оружия. Рано или поздно это произойдет, потому что во многих странах «первого мира» ношение боевого оружия разрешено. Россия же в последнее время активно стремится стать частью западного сообщества цивилизованных государств. Но вопрос в том, как прорастут заморские семена на русской земле.
9 граммов
По статистике, в странах, где разрешено свободное ношение огнестрельного оружия, преступность намного ниже, чем в аналогичных, но «не вооруженных» государствах. Западные аналитики объясняют это тем, что бандиты боятся нападать на «мирных граждан». Однако российские противники легализации оружия не считают это серьезным аргументом. Они уверены, что в России утрачена оружейная культура, и если нам дать пистолеты, мы запросто можем перестрелять друг друга. К сожалению, это не только пустые опасения. Сегодня в России для самообороны разрешено использование газового, пневматического оружия и электрошокеров. У правоохранительных органов Иркутска есть факты, когда с их помощью совершались преступления — грабеж, разбойное нападение, изнасилование и т.п. Недавно, например, в Октябрьском районе задержали злоумышленника, который грабил женщин, угрожая пневматическим пистолетом. Преступники достаточно часто используют для запугивания жертв газовые и пневматические пистолеты. Случаев, когда это же оружие спасало жизнь или имущество законопослушных граждан, гораздо меньше. Поэтому утверждать, что с легализацией огнестрельного оружия преступность пойдет на убыль, опрометчиво. Просто поменяются средства и методы. Возможно, те, кто сегодня глушит народ дубиной, будут стрелять в лоб. — Выстрелив из пневматического или газового пистолета, — рассказывает Рустам Хусаинов, специалист охранного агентства «Арсенал», — можно сильно травмировать и даже убить человека. Так что, мне кажется, в руках злоумышленника любое оружие, огнестрельное или газовое, опасно. А для самообороны, конечно же, лучше боевое. Не нужно опасаться, что облако газа из-за ветра вместо преступника попадет в тебя. Впрочем, тут есть один нюанс. Сможет ли мирный гражданин с помощью пистолета оказать сопротивление преступнику? Не получится ли так, что нас станут убивать из наших же пушек? Впрочем, мы и сейчас не безоружны. У нас разрешено законом гладкоствольное оружие. Например, карабин «Сайга». По российскому закону, оружие не должно быть короче 80 см. Это основной момент, против которого яростно борются сторонники легализации. Спросите у них: для чего им оружие? Чтобы нападать? Короткоствольное оружие — это либо оружие нападающего, либо специалиста. А для обороны оно может быть любых размеров.
Мы не готовы
К легализации оружия Россия еще не готова. По словам Рустама Хусаинова, даже в специальных подразделениях УВД сегодня некому обучать людей владению огнестрельным оружием. В Иркутске (впрочем, и Москва вряд ли является исключением из этого правила) есть инструкторы, которые читают курс боевой подготовки, включающий элементарные правила спортивной стрельбы. Если обычный человек пройдет такой курс, он в экстремальной ситуации не сможет адекватно отреагировать на нападение. Научиться держать пистолет и попадать в десятку с 25 метров — это еще не все. Надо уметь владеть ситуацией, быть тактически и психологически готовым использовать пистолет. Пока оружие проще запретить, чем научить им пользоваться. — Сейчас далеко не каждый сотрудник правоохранительных органов владеет огнестрельным оружием, - говорит Рустам Хусаинов. — Ко мне на тренировки приходят сотрудники УВД и охранных агентств, я вижу уровень их подготовки. Нередко выясняется, что люди вообще не умеют пользоваться оружием. Носить пистолет не значит им владеть. К тому же сотрудник УВД или охранник не может сам купить патроны, пистолет и заключить договор с тиром для учебы. Он в этом отношении полностью зависит от государства. А подготовки на сегодняшний день просто нет. Наше правительство по непонятным причинам сократило и без того мизерный «патронный лимит». До недавнего времени для обучения сотрудников правоохранительных органов и охранников выделялось 6 патронов на единицу оружия в месяц — 72 в год. Теперь же — только 40 патронов в год. В России дефицит свинца? По словам Рустама Хусаинова, чтобы научиться владеть оружием, необходимо во время одной тренировки расстреливать минимум 100 патронов (по 5 на каждое упражнение). В такой ситуации единственный выход — обучать народ в стрелковых тирах, а потом закреплять навыки одной тренировкой с боевым оружием. В Иркутске сейчас работает 3-4 тира, в которых занимаются только спортивной стрельбой из специального малокалиберного оружия. Полигонов для боевой стрельбы нет. Если легализуют пистолеты, гражданам даже негде будет тренироваться. Не исключено, что люди будут практиковаться в стрельбе по жестяным банкам где-нибудь в лесу. В таком случае грибникам и ягодникам придется покупать бронежилеты. — Практически нет литературы по теории боевой стрельбы, — говорит Хусаинов. — Книги есть, но их авторы — спортсмены. Жизненные ситуации в них не прописаны. Например, нигде не описываются способы извлечения оружия в экстремальных обстоятельствах.
Юридический нюанс
В законе «О милиции» существует целая статья, которая регламентирует применение и использование оружия. «Использование» — это подача сигнала, а «применение» — это когда в кого-то стреляешь. И хотя с сотрудников милиции за эти нюансы строго спрашивают, учить заставляют, при этом, случись что, не каждый милиционер может юридически грамотно обосновать свои действия. На что же может надеяться простой гражданин? На «снисхождение суда»? Даже военным не разрешено носить при себе табельное оружие в повседневной жизни, вне части. Милиционеры тоже стараются сдать табельное оружие и по городу с ним не ходить. Несколько лет назад был случай — один «опер» не сдал. И в два часа ночи пошел прикупить пепси-колы со стволом. К нему подошли три подростка. Дальше — банальное «дай закурить» с последующим ударом кирпичом по голове. Потом его просьба всем разойтись, взаимонепонимание, еще удар и - выстрел. В результате камень вместе с мертвым негодяем упал в лужу, и отпечатки пальцев с него смылись. А наутро нарисовались обеспеченные родители, и выяснилось, что «пьяный мент застрелил тринадцатилетнего мальчишку, который, не имея преступных намерений, припозднившись, возвращался домой со скрипочкой из музыкальной школы». Тюрьма. Можно, конечно, сказать, что если бы не пистолет, мог опер и на дороге остаться с пробитой головой. А подросток, даже если бы его нашли, отделался бы легким испугом. У нас дети (особенно имеющие родителей со связями) к уголовной ответственности не привлекаются. Кстати, в США большой проблемой сейчас является стрельба в школах. У нас этого нет, но если оружие легализуют, Россия и по «школьной стрельбе» догонит и перегонит Америку.
Все познается на практике
Если мирным гражданам разрешат ношение огнестрельного оружия, у милиции станет больше работы. По прогнозам специалистов, количество желающих приобрести боевой пистолет в 5-6 раз превзойдет число сегодняшних покупателей газового и охотничьего оружия. А штатных единиц райотделам вряд ли добавят. Неизвестно, чего можно будет ожидать от мирного населения, если даже в правоохранительных органах оружейная дисциплина не всегда соблюдается. В Иркутске были случаи, когда сотрудники УВД забывали боевое оружие в общественных местах. Видимо, поэтому в России законодательно утвержден такой обязательный элемент экипировки вооруженного человека, как страхующий поводок. У полицейских США и Европы почему-то нет нужды привязывать к себе пистолет. Обидно, но так называемая культура оружия в России пока отсутствует. Возможно, она появится, по старинной русской традиции, спустя несколько лет после легализации. Доживем ли?