Три деревни Иркутской области отметили свое столетие. Основали их голендры
Сразу три деревни Иркутской области отметили свое столетие. На празднике побывали гости из Германии, Польши, а также представители федеральных телеканалов России.
Такое внимание объясняется тем, что поселение это не совсем обычное. Основали их голендры. Эта народность зародилась в Голландии, затем жила в Германии и Польше. А в начале 20 века перебралась в Сибирь.
Внучка одного из первопроходцев Альвина Кунц до сих пор пользуется привезенным дедушкой из Польши прядильным станком. Правда, сейчас только для себя половики делает. А раньше, когда здесь была полностью самостоятельная община, спектр производимых вещей был куда шире. "Дедушка ткал и полотно. Они всю одежду шили. Лен пряли женщины. А вот дедушка ткал. Он и нижние рубашки ткал, и верхнюю одежду. Все, все они из этого полотна делали", - рассказывает Алвина Кунц, житель Пихтинска
В этом доме, построенном стариком Кунцом, уже не живут. Только станок стоит на том месте, где поставили почти сто лет назад. Да в старинных сундуках вещи хранят.
- Сейчас здесь уже все ненужное лежит.
- А чем обклеены?
- Ой, это ранишние деньги?
- Российские?
- Неа, царские еще.
Ну, а в память о тех, кто открыл это место, в субботу открыли стелу первым четырем ходокам, пришедшим в Сибирь в 1908 году. Заселение же началось позже, в 1910-ом - 1912-ом. Домов с тех времен сохранилось 14. Один из них - голендра Гинбурга. Он примерно через год станет этнографическим музеем. Его состояние практически идеальное. Надо только подкрасить и мелкий ремонт сделать. А так все исторически достоверно, ведь культуру здесь ценят и охраняют. "Мы могли бы сюда привозить гостей, туристов, и открывать этнографические маршруты. Помимо Байкала, который у нас разработан в Иркутской области. Возможно, и открытие маршрута по Московскому тракту с заездом в Пихтинск", - говорит Владимир Тихонов, директор архитектурно-этнографического музея "Тальцы".
Но одной стелой пихтинцы не ограничились. Вторая посвящена тем голендрам, кто пал на фронтах войны, оказался в трудовой армии, а также был репрессирован. Ивану Зеленту, одному из инициаторов возведения памятника, это близко не только по профессии (он уполномоченный по правам человека в Приангарье), но и по-родственному. Он сам из этой деревни: "Когда их записали здесь немцами, они ни одного слова по-немецки не знали. А фамилии Кунц, Людвиг, Гильдебрант позволили записать их как немцев. Никто не знал, что это коснется их в 40-ые, в войну".
На празднике, посвященном столетию, была и показательная программа. Вот, например, традиционная свадьба. Символом замужества у голендров являются не кольца, а чепец. Его повязывание сопровождается песней. Далее сбор денег.
На чепец - это невесте, а на шапку - жениху. Голендры, кстати, не лишены расчетливости. После свадьбы сваты считают, кому больше из молодых дали. И по итогам решают: кто же лучше - муж или жена. Ну, а в конце – танцы. Сами голендры говорят, что на современных свадьбах так и происходит. А танцуют все вместе - и современное, и исконное.
И хотя голендры - потомки голландцев, они 300 лет прожили в Польше, впитали культуру страны настолько, что даже поляков удивляют. Например, приехавшего пару лет назад специалиста по музыкальному фольклору. "И она когда приехала сюда и услышала, как поют старые люди, сказала, что так красиво и правильно поющих польский фольклор в Польше уже не найти", - отметил Петр Марциняк, генеральный консул Республики Польша в Иркутске.
На этот праздник голендры съехались отовсюду. Такого количества машин здесь давно не было. Но это в праздничном Среднем Пихтинске. Если спустится ниже, в просто Пихтинск, картина уже не такая радостная. Заброшенный дом здесь не редкость. Работы в деревнях почти нет.
Это, конечно, все хорошо - праздник для трех деревень устроили. Опять же немцы, поляки в гости приехали. Появились перспективы развития туристического бизнеса, музей пообещали построить. Но вот только, по словам местных жителей, все больше молодых уезжает в город и деревня тихо умирает.