Пираты двадцать первого века
"Пираты" и продавцы пиратской продукции пока могут спать спокойно.
В начале октября правительство России объявило о намерении начать борьбу с производителями и продавцами контрафактной аудио-, видео- и DVD-продукции.
В прессе и официальных заявлениях представителей УВД появилась информация о том, что многочисленные палатки и лотки, торгующие нелицензионными кассетами и дисками, будут ликвидированы. Однако пока пираты и продавцы пиратской продукции могут не волноваться: современная законодательная база не приспособлена к серьезной борьбе с "пиратами". Единственный пункт, по которому их можно наказать, формулируется как "нарушение авторских и смежных прав". Уголовное дело на "пирата" может быть возбуждено, только если будет доказано, что он занимается нелегальным тиражированием продукции и тем самым нарушает чьи-то права. Но для привлечения "пирата" нужны, во-первых, обращение правообладателя, во-вторых, экспертиза каждой единицы нелегального товара. По словам начальника отдела "Р" областного УВД Анатолия Столбихина, к уголовной ответственности сегодня возможно привлечь только нелегальных производителей видео, поскольку найти правообладателя легко через РАПО - российскую антипиратскую организацию. Количество студий, выпускающих СD и аудиокассеты, настолько велико, что найти владельца крайне сложно. Распространители нелицензионной продукции могут быть привлечены только к административной ответственности - штрафу от 15 до 20 минимальных размеров оплаты труда с конфискацией контрафакта. Однако и их привлечь к ответственности непросто, поскольку предприниматель может отвертеться, ссылаясь на то, что при оптовой покупке не знал о "пиратском" происхождении продукции, или даже предъявить лицензию, подтверждающую легальность товара.
Причина новой кампании против "пиратов" проста - западные инвесторы не желают вкладывать деньги в российскую экономику, пока ворованной продукции на рынке интеллектуальной собственности больше, чем легальной. По данным "Русской службы BBC", доля нелегальных видеокассет на российском рынке составляет 50%, CD и аудиокассет - 64%, а DVD - 99%. В Иркутской области процент контрафактной продукции выше, чем в среднем по России. Эксперты называют цифру более 90% видео- и аудионосителей. По словам Анатолия Столбихина, о том, что в Иркутске и области существуют предприятия, которые производят нелицензионную видеопродукцию, сомневаться не приходится. В 2001 году, например, был обнаружен целый цех, где работали в три смены. Однако продавец одного из иркутских магазинов, в котором торгуют контрафактом, рассказал нам, что большинство "пиратской" продукции завозится из Новосибирска, Москвы и Екатеринбурга. Подпольных производственных студий практически нет, поскольку завозить дешевле и безопаснее. Правда, в связи с широким распространением пишущих CD-ROM, многие салоны стали предоставлять услугу по переписыванию программного обеспечения на "болванку" заказчика. Отличить контрафактную продукцию от легальной часто очень непросто.
По плану правительственной антипиратской кампании специально созданная комиссия будет контролировать и собирать аудио- и видеопродукцию в сети специализированных магазинов, вытесняя, таким образом, и крупные рынки, и мелкие точки. Предлагается маркировать всю аудио-, видео- и DVD-продукцию. Какую именно защиту разработает государство, пока неизвестно. Правительство решило заняться напрямую распространителями. О результатах кампании судить сложно. По словам одного из продавцов нелицензионной продукции, если их обяжут продавать только лицензионные товары, то большинство магазинов просто закроется. Иркутский потребитель не готов к покупке дорогих дисков и кассет. В то же время местный рынок аудио и видео значительно оскудеет. Предприниматели будут возить только ту продукцию, которая раскупится быстро, что значительно снизит ассортимент. Кроме того, цены на пиратскую продукцию взлетят. И тогда подпольные студии вновь возобновят свою деятельность. Благо, система подпольного распространения аудио и видео отработана в нашей стране годами.