Французский и российский взгляд на психиатрию
В Иркутске состоялась международная научная конференция, где психиатры двух стран обсудили невротические и связанные со стрессом расстройства. Сибирских врачей интересовало, как их коллеги применяют психоанализ, французских — исследование психологии людей, побывавших в катастрофе.
— За восемь дней до своей смерти он позвал обоих сыновей и сообщил им, что у него не рак, а СПИД, и что он гомосексуалист. Это произвело эффект шока для всей семьи.
История о семнадцатилетнем парне, которого смерть отца и известие о его нетрадиционной ориентации привели к наркомании не сюжет мыльной оперы. Это серьезный научный доклад профессора Жака Фортуно из Франции. То, что для обывателей рассказ о личной трагедии, для слушателей в конференц-зале, врачей — психотерапевтов — новый подход к лечению наркомании.
Василий Собенников, заведующий кафедрой психиатрии ИГМУ: «Это сообщение показало разницу во взглядах в отношении на такого рода патологию. Французские психиатры пытаются найти корни симптомов в далеких детских психологических травмах, в отечественной психиатрии больше ориентируются на клиническую конкретику.
Российские психиатры не копаются в прошлом своих пациентов. Они смотрят, как проявляется психическое заболевание в данный момент, и назначают лекарственный препарат или процедуру. Отечественная специфика. Такой подход сложился в советские времена, когда психоанализ был запрещен, и наши врачи в этой области заметно отстают от своих зарубежных коллег. Тем не менее, инициаторами сегодняшней конференции выступила именно французская сторона. У сибирских психотерапевтов есть чему поучиться — уверяют они.
Эрве Бенаму, психиатр, профессор, Париж: «У вас есть традиции нейрофизиологии, Павлов, практика с многочисленными народностями, у вас в Сибири есть буряты, кавказцы и т.д. тоже, к сожалению, мы изучаем катастрофы, Чернобыль от вас».
После Чернобыльской аварии некоторые ученые из Франции переехали жить в Россию, чтобы заниматься исследованиями. Психиатры должны уметь разбираться в переживаниях людей, которые побывали в катастрофе, — а среди европейцев их не так много.