Елена Мухина

© Копейка

ОбществоИркутск

2460

02.07.2006, 15:08

Бомж тоже есть хочет...

Каждую неделю машина благотворительной организации "Пища жизни" делает три остановки: в Иркутске II, на Свердловском и Центральном рынках. В ее багажнике теснятся и булькают пузатые кастрюли. В них суп, каша и чай, большие ломти пирога.

Эта домашняя еда предназначена для обездоленных людей. В очередь за долгожданной порцией чинно выстраиваются малоимущие, пенсионеры, инвалиды, бомжи. А наевшись, щепетильно укладывают добавку по банкам и отжившим свой век термосам — она обязательно пригодится. Ведь есть этим людям нечего.

"Лучше б я в войну сдохла!.."

Простуженное утро во дворе фабрики-кухни в Иркутске II. К 12 часам сюда несуетно подтягиваются пенсионеры. Для них на втором этаже здания два часа в неделю открыта "трапезная". Внутри — длинные, как в столовой, столы, в окна бьет солнце. На стульчике примостилась сухонькая женщина, Галина Александровна. Руками обнимает авоську с судками из-под майонеза.

Тихим, будто уставшим голосом говорит:

— Пенсия маленькая, с нее две тысячи за квартиру отдаю, послаблений никаких нету. Денег чуть-чуть остается. Обидно мне — 22 года проработала на авиазаводе. Сначала дворником, потом на переработке стружки. И еще бы держалась, да операция подкосила — с глазами плохо стало. Вот я и хожу обедать уже полтора года, баночки с собой ношу. Хотя едок-то из меня никудышный. Съем пару ложек и сыта. Мне даже рентгенолог в свое время говорил, что желудок махонький, с три пальца. Плохо — дачи нет. Я бы и рада там копошиться.

С пенсионеркой здоровается высокий жилистый мужчина. Узнаю, что и ему не хватает на жизнь, хотя стаж у него ого-го!

— Тридцать один год пахал, — итожит Виктор Константинович. — В 16 лет в локомотивное депо пришел, потом на ЖБИ, в литейку, на аэродром — 18 лет на вредности. А сейчас... (Рубит рукой воздух.) С котелками есть прихожу. Когда помру, пенсию, может, и добавят.

"Трапезная" потихоньку наполняется людьми. Вот Иван Петрович Маяков. Позвякивает орденами. В сентябре ему исполнится 81 год. Долго вспоминает войну, пехоту, ранение — глаза загораются. Потом вдруг гаснут: шесть лет как умерла жена. Сейчас один. Вот Тамара Павловна Кулагина. Эта женщина когда-то охраняла завод — работала в пожарной охране. Своей бедности она не стесняется: "Сюда не только есть хожу, но и общаться".

У пенсионеров есть свой куратор — Владимир Иванович Лобов. Он рассказывает, что обедать приходит много людей:

— В тот раз было 30 человек. Зимой — больше. Раньше частенько наведывались бомжи. Тут через стенку кафе — его работники возмутились: мол, запах отвратительный! Ну и отказали бомжам. А вообще у людей разные истории. Долго ел здесь Геннадий — 50 лет мужику. Был заточником на авиазаводе. Квартиру переписал на племянницу, а она его погнала. Вот и пошел по подвалам. С женщиной какой-то сошелся. Вместе ходили. Недавно сказали, что убили его... А вот и машина приехала!

Две женщины вносят поддоны со стряпней, мужчины подхватывают под ручки кастрюльки. Проворно раскладывают по тарелкам плов, салат, сбоку лепят по большому куску пирога. В стаканчики льется чай. Получив пайку, старички и старушки едят интеллигентно, вдумчиво, не спеша. Добавка отправляется по припасенным судкам. Отобедавшие уходят до следующего вторника, кухня уезжает, а меня уже на улице догоняет женщина и выпаливает на ходу: "Дочь у меня погибла, муж умер. Дома варить нечего. А я военный голод пережила. Если бы знала, что так жить буду, надо было тогда и сдохнуть..."

"У нас здесь все с улицы"

Под вечер в воскресенье к тупичку на Центральном рынке стекается бесприютный народ. Изношенные, скучные пергаментные лица, заплывшие глаза, сливовидные носы. До пяти еще полчаса. Санитары улицы располагаются на скамейках: сушат носки, жадно тянут "Луч", переругиваются на эзоповом языке. Одна бомжиха ужина так и не дождалась: выпитое с утра срубило ее наповал. В холодное время на рынке собирается человек сто едоков. Летом чуть меньше — разъезжаются по летним "лагерям": уходят на подработку к дачникам, в тайгу на бомжий промысел. Двое-трое бомжей в месяц печально исчезают: кто замерзнет, кого малолетки забьют камнями, кто отравится паленой водкой.

Знакомлюсь с 20-летней Женей. Девушка охотно принимает от меня пакет с вещами, улыбается, прикрывая ладошкой губы, сплошь обмеченные герпесом:

— Я уже год как на улице. Дома пожар случился — родители сгорели. Осталось две сестры, они в Мишелевке живут, и брат — он тетю мучает в Ангарске. А еще дочка у меня есть, Настенька, в доме ребенка. Я, когда себя на путь поставлю, заберу ее. Хочу в Биликтуй уехать, конюхом устроиться. Здесь, в Иркутске, никому не нужна. Все автомойки обошла — везде отбой. Как выживаю? Прибьюсь к кому-нибудь — накормят. Бывает, двое-трое суток не ем.

Ко мне подходит замордованный рыжий бомж Георгий — лоб и щеки у него с глубокими бороздами, будто кожа ему велика. Дырки на пальтишке аккуратно заклеены скотчем. Вежливо интересуется, нет ли у меня мужских вещей. С удовольствием забирает теплую кофту. Жора когда-то был хорошим маляром, теперь неисправимый алкоголик.

— Нормально поесть только здесь и можно, а в остальные дни на помойке что-нибудь подберем или собаку поймаем...

Еще один персонаж, молодой Виктор, зимой простыл, к тому же до мяса обжег ногу о батарею, когда спал в подвале. Сейчас надрывно кашляет. Видно, что организм его изношен, почти как рубашка под мышками, а история типична для бомжей. Родители пили, парень рос без присмотра, попался на краже, угодил в колонию, вернулся — ни квартиры, ни родных. На работу без прописки не берут, зарабатывает сбором банок:

— Кто-то меня жалеет, хотя почти все орут: иди работай как все. Теплый зяблого разве поймет?

Справа оживленно беседуют две женщины. В ногах у них большие сумки — тут и папиросы, и вещи, и банки. Содержимое все равно что внутренности хозяйской души. Эльвира Григорьевна (одна из женщин) без своей крыши над головой уже пять лет.

— Когда сын погиб, невестка собрала справки, что я полгода не живу в квартире, и выписала. Хорошо, меня подруга приютила. В прошлом году я хотела копейку заработать — все лето работала в тайге на хозяина, папоротник собирала. Так он хитрый: кормил в счет заработанного. Все продукты были втридорога. Одна лапша по 50 рублей. А куда в лесу денешься? Когда подсчитал, я ему еще должна осталась 23 рубля. Вроде простил... (Вздыхает). Ну а здесь (кивает на соседей) все уличные. Вон Нинка без пальцев. У нее квартира была возле "Малыша" (магазин на ул. Тимирязева — Авт.). Квартирантов держала нерусских. Ну они-то обманом ее с сыном и выбросили. В эту зиму она обморозила пальцы на руках и ногах — одни пятки остались. Тут, в 3-й Кировской, отняли. Вон Людка, в оранжевом платке, ребенка утопила — мне ее не жалко. Пока сидела, ее без хаты оставили. А та, рядом с ней, тоже бесквартирная. Только ее историю я не знаю.

— Едет!!! — прерывает наш разговор чей-то хриплый возглас.

На стоянку въезжает знакомая всем машина. Бомжи кудахчут, шикают друг на друга, выясняя, кто когда пришел, но в цепочку все-таки выстраиваются. В меню — суп, пирог, чай, на десерт орехи. Миски глубокие, так что ешь от пуза. Наголодавшиеся люди тянут руки: "Мне, мне супу дайте!!!" Едят жадно, роняя куски на одежду, снова подтягиваются за добавкой. Многие (особенно женщины) благодарят за ужин и за проявленную о них заботу.

— Мы стараемся в первую очередь накормить детей, — объясняет волонтер Зинаида Петровна. — На Центральный рынок приезжаем уже восемь лет. И людей с каждым годом все больше. Все голодные.

Бомжи раскладывают добавку по банкам. Они не спрашивают, что привезут им на горячее в следующий раз. Главное, чтобы машина просто приехала. И чтобы им поверили, что когда-то, в своей прошлой жизни, они тоже были людьми.

Справка "Копейки"

Иркутская областная организация, кормящая обездоленных людей, появилась в 1997 году. Она не только готовит обеды, но и проводит праздники в детских домах, интернатах, домах престарелых, больницах. Только на Центральном рынке Иркутска каждое воскресенье порцию горячей пищи получают почти 100 человек (зимой — гораздо больше). Многие из них признаются, что бесплатный обед удерживает от воровства. Все программы осуществляются за счет добровольных пожертвований предприятий и частных лиц. Они делают это без лишней шумихи и рекламы.

P. S. Помочь бездомным людям можно одеждой — каждое воскресенье в пять часов вечера (Центральный рынок, стоянка напротив магазина "Электрик-сити").

Елена Мухина

© Копейка

ОбществоИркутск

2460

02.07.2006, 15:08

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=31101

Bytes: 8440 / 8426

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Общество" (Иркутск)

Воскресенье аутизма

Во второе воскресенье февраля в мире отмечают «Воскресенье аутизма». Этот день также называют Международным днем молитвы за аутизм и синдром Аспергера. В 2025 году он приходится на 9 февраля. Праздник этот появился в 2002 году в Великобритании по инициативе родителей детей-аутистов.

Эля Берковская

ОбществоЗдоровьеМир

1740

08.02.2025

Гастробабр. Гастробар «Чемпионы»: вкусные победы и спорные моменты

Спортивный гастробар «Чемпионы» — заведение, которое у многих на слуху. Оно расположилось в цокольном этаже исторического здания на улице Карла Маркса, 21 и сочетает в себе спортбар, ресторан и зону развлечений. Здесь 25 экранов с трансляциями матчей, караоке, игровая зона и кальяны.

Анна Моль

ОбществоИркутск

2559

04.02.2025

Байкал: место силы или испытательный полигон для глупости?

Байкал — место удивительной природы, мощи и красоты, но, увы, и место, где человеческая глупость находит себе благодатную почву.

Анна Моль

ОбществоПроисшествияМаразмИркутск Байкал

2958

27.01.2025

Опасное соседство: сеть майнинга, захватившая Иркутскую область

Майнинг — легальный и (много чаще) нелегальный стал неотъемлемой частью современного мира. Мы читаем новости о мире криптовалют, наблюдаем появление и крушение новых, видим истории появляющихся буквально из воздуха криптомиллионеров.

Сергей Кузнецов

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

13643

22.01.2025

Редкие профессии и кадровый голод: чем живет Иркутская область в 2025 году

В 2025 году Иркутская область вошла в число участников федерального проекта «Активные меры содействия занятости», который проводится в рамках национального проекта «Кадры».

Анна Моль

ОбществоЭкономика и бизнесИркутск

10365

20.01.2025

Дорожная служба Иркутской области рулит по черной полосе, Ситников бибикает

На днях над сравнительно спокойным после праздников информационным пространством Иркутской области взлетел протуберанец: сразу несколько Телеграм-каналов опубликовали анонимные сообщения с подписью «Коллектив Дорожной службы Иркутской области», авторы которых сообщили об угрожающей финансовой ...

Георгий Булычев

ОбществоЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

19600

15.01.2025

Гастробабр: Европа по-иркутски. Ресторан «Андреано»

Ресторан «Андреано», расположенный на втором этаже торгового центра «ЯркоМолл», предлагает окунуться в атмосферу европейского кафе. Интерьер в стиле уютных парижских уличных заведений и разнообразное меню. Однако, чтобы сформировать полноценное мнение, стоит взглянуть на ресторан поближе.

Анна Моль

ОбществоИркутск

2717

14.01.2025

Мандариновый рай: в каком супермаркете Иркутска больше всего сортов мандаринов?

Новый год уже наступил, каникулы даже закончились, но сейчас весь январь может пройти под знаком мандаринов. И сегодня мы решили проверить, какие супермаркеты готовы предоставить иркутянам мандариновый рай в своих фруктово-овощных рядах, а кто решил: прошёл Новый год — и мандарины туда же.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

2493

14.01.2025

Штамп в свидетельство о рождении: иркутский квест

Пишут, что жительница Югры два месяца не могла поставить отметку о наличии гражданства в свидетельстве о рождении ребенка из-за огромной очереди. Проблема решилась в декабре только после обращения к президенту, которое женщина оставила на его сайте. А как с этим обстоят дела в Иркутске?

Георгий Булычев

ОбществоИркутск

3491

07.01.2025

«Индекс оливье»: в каком супермаркете Иркутска можно собрать самый дешёвый новогодний салат

Год заканчивается, и хозяйки уже составили новогоднее меню. Конечно, у всех свои запросы, но уже давно стало традицией (от которой многие пытаются избавиться), что на новогоднем столе должен быть салат оливье в его самой привычной форме.

Алина Саратова

ОбществоИркутск

2733

24.12.2024

Две стороны одного Байкала: кому-то рыбку съесть, кому-то... нет

Как известно, с октября 2017 года – то есть вот уже семь лет – действует запрет на промышленную добычу и любительский вылов омуля на Байкале в связи с резким снижением его популяции.

Георгий Булычев

ОбществоЭкологияТуризмИркутск

21003

24.12.2024

Да здравствует Нижнеудинский городской суд!

Директора Замзорской школы Татьяну Шандалеву, уволенную ранее мэрией Нижнеудинского района без объяснения причин, восстановили в должности 5 декабря по решению Нижнеудинского городского суда. С чего все началось: Географ совесть пропил.

Георгий Булычев

ОбществоСкандалыПолитикаИркутск

17622

05.12.2024

Лица Сибири

Букрей Юлия

Виноградов Борис

Носенко Ольга

Мутко Виталий

Меделянов Андрей

Власенко Олег

Цыденов Баяр

Гаськов Владимир

Бондаренко Ирина

Клюев Максим (епископ Максимилиан)