Виктор Круглов почувствовал ношу не по себе
Новость о желании Генпрокуратуры изъять в доход государства «Саянскхимпласт» прозвучала как гром среди ясного неба. Впрочем, предпосылки для такого события просматривались, и Бабр писал об этом больше года назад.
Фактический владелец предприятия Виктор Круглов отхватил для себя на рубеже тысячелетий кус явно значительно больше того, что положено по чину. Ведь был он переквалифицировавшийся в предприниматели партиец даже не регионального уровня, пусть и чрезвычайно хваткий. И с тех пор с точки зрения системы выше региона не вырос. А производство поливинилхлорида стало за годы чрезвычайно востребованным делом, поскольку изготавливают из этого сырья тьму различной продукции. Хотя и на одном только сырье для окон можно озолотиться.
Шутка ли – сейчас «Саянскхимпласт» делает треть всего поливинилхлорида в стране! Ну, не для новоявленного киприота Виктора Кузьмича зрела эта рясная ягодка, и владеть ею суждено было ему, видимо, исторически недолгий срок. Около четверти века.
Что довольно много для одного человека, так что ему грех жаловаться. Это безо всякого злорадства.
До этой новости не дожил Олег Боровский – было бы любопытно услышать, что сказал бы Олег Валерьевич по поводу этого тектонического события для Иркутской области. А оно действительно глобальное, поскольку доходы Круглова от «Саянскхимпласта» можно сравнить с предполагаемой структурой Вселенной, значительная часть которой является так называемой темной материей и недоступна прямому наблюдению. О ее существовании свидетельствуют только косвенные экспериментальные данные, в частности, темная материя может влиять на разные космические явления вроде звезд и галактик с помощью гравитации. Что и происходило в Прибайкалье на политическом уровне.
А теперь вот за экспериментальные наблюдения взялись на уровне федеральном.
Чего региональные астрономы, видимо, так быстро не ждали, поскольку Виктора Кузьмича меньше месяца назад наградили орденом Почета «за трудовые успехи и многолетнюю добросовестную работу». Формально наградили по решению в Москве, но над представлением явно корпели в Иркутске... Да Виктора Кузьмича при его-то боевом пути вообще умудрились водрузить на божничку, оформив ему в 2022-м и почетный знак Юрия Ножикова «Признание». Кстати, иск должен был рассматриваться в Иркутской области. Однако с учетом связей ответчика в этом регионе прокуратура добилась изменения подсудности дела на Хамовнический суд Москвы – по месту регистрации Круглова-младшего.
В иске изложены события, которые на неофициальном уровне не были большим секретом для знающих людей.
Виктор Круглов
...Первые тонны суспензионного поливинилхлорида были получены на предприятии «Зиминский химический комбинат» в 1983 году. А через пять лет туда вернулся в качестве парторга 33-летний Виктор Круглов. Еще через пять лет предприятие преобразовали в ОАО «Саянскхимпром», а еще через пять лет, в 1997-м, Виктор Кузьмич стал его гендиректором. Вот тут-то он и развернулся по полной программе. В 1997–2000 годах были учреждены дочерние фирмы, принявшие в свои уставные капиталы производственные мощности «Саянскхимпрома». Затем гендиректор изъял «дочки» из-под управления самого предприятия, оформив их на аффилированные себе фирмы. При этом сам Виктор Круглов был и продавцом, и покупателем долей и акций юрлиц.
«Вся выручка от реализации продукции аккумулировалась на счетах специально созданного Кругловым «Саянскхимпласта», а долговые обязательства возлагались на госпредприятие», – указано в исковом заявлении, которое процитировал «КоммерсантЪ».
В итоге в 2003 году ОАО «Саянскхимпром» довели до банкротства.
Весь производственный фонд оказался у АО «Саянскхимпласт».
Надо добавить, что примерно в этот период – с мая 1998-го до конца 2001 года – заместителем главы администрации и потом первым заместителем губернатора Иркутской области трудился Николай Мельник. Бессменный генеральный директор «Саянскхимпласта» с 2004 года, тоже выходец из комсомольской и партийной номенклатуры, как и Круглов. Недаром и Николай Викторович выступает ответчиком по иску – без крепкого плеча товарища во власти провернуть вышеописанный фокус было бы труднее.
Николай Мельник
Да и сам Виктор Кузьмич долгие годы был при власти, в частности, возглавляя с 2004 по 2008 годы парламент Иркутской области. Самое интересное, что, будучи депутатом, в 2014 году Круглов получил гражданство Кипра, не уведомив об этом МВД. То есть в течение двух лет – вплоть до внезапного сложения полномочий в 2016-м – депутатом Заксобрания был киприот. И этот киприот не только не декларировал неправомерно полученный доход от хозяйственной деятельности завода, но и выводил деньги на счета офшорных предприятий, в том числе на новую «малую родину». Также, как подчеркивается, Круглов обеспечил принятие ряда законодательных решений, которые, в частности, позволили АО «Саянскхимпласт» получить налоговые льготы.
В мае 2016 года Круглов ликвидировал номинальный кипрский офшор Yanden Enterprises Limited и перевел на себя 100 процентов акций АО «Саянскхимпласт». А потом переоформил ценные бумаги на родню, проживающую на Кипре как его граждане. Также Виктор Круглов внес нажитое имущество в качестве вкладов в уставный капитал ООО «Бизнесинтеллект», ООО «Саянскгазобетон», ООО «Бизнесактив» и ООО «Вектор». Прокуратура, соответственно, просит изъять акции и доли этих предприятий у ответчиков и тоже обратить их в доход государства. С 2022 года Круглов отказался от модернизации производства и стал выводить средства завода под видом дивидендов, нарастив их объем с 5,5 миллиарда рублей в 2022 году до 13,9 в 2023-м.
`Саянскхимпласт`
Разумеется, психологически трудный период теперь переживает не только родня Круглова. Движение «темной материи» только Круглов с домочадцами обеспечивать не могли. Без помощи как минимум крупных банковских представителей незаметно вывести такие объемы нереально. То есть партнеры плавно превращаются в подельников.
Кстати, сам Круглов ситуацию пока не комментировал. Опубликовали только не персонифицированный релиз пресс-службы предприятия на тему того, что «деятельность АО «Саянскхимпласт» неизменно строилась на неукоснительном соблюдении принципа законности».
Но для наблюдателей подобные заявления уже не интересны, поскольку эксперты определяют вероятность перехода предприятия под контроль государству близкой к 100-процентной. Хотя деприватизированный, как сейчас принято говорить, 79-миллиардный актив вряд ли останется сиротой. Напомним, в 2016 году «Саянскхимпласт» почти не работал около пяти месяцев, поскольку у единственного (и единственно возможного) поставщика этилена для него – Ангарского завода полимеров – поломалось оборудование. Многие высказывали мысль, что таким образом собственник завода – то есть «Роснефть» – пытается довести «Саянскхимпласт» до необходимости продажи. Аргументов сторонникам этой теории добавлял тот факт, что и после наладки матчасти стороны продолжили рядиться из-за цены сырья на текущий период. На тот момент «Саянскхимпласт» отделался малой кровью.