Груз-137: цезий нашли, осадок в Иркутской области остался
Вариацию на тему «Мы с приятелем вдвоем работали на дизеле» исполнили на неделе в Иркутской области. А именно: геологоразведчики компании из Татарстана «ТНГ-Групп» протеряли капсулу с цезием-137 на трассе между Усть-Кутом и пикетом Непа.
Это вещество используют для определения различных параметров пластов внутри скважины. Сама по себе капсула с ним маленькая, с мизинец. Но излучение дает сильное, что ясно и неспециалисту: нужно «просвечивать» большие массы породы, требуются высокие энергии. Пребывание рядом с незащищенным источником грозит смертельным облучением.
Понятно, что капсула находится в специальном контейнере. Но, к примеру, охотники за металлом распиливали и не такое. Да и тот факт, что нашедший может знать предназначение и опасность капсулы, тоже не успокаивает. А даже наоборот, еще больше тревожит.
Кроме того, срок хранения ампулы с цезием-137 – пять лет, после чего ее необходимо утилизировать. Дело в том, что по истечении этого времени образуются пары, которые, скапливаясь, могут привести к взрыву. По своей силе взрыв небольшой, но порошок может разлететься, а это уже заражение местности. Условно говоря, собрал здесь и поел ягод – и привет, опаснейшее внутреннее облучение. Период полураспада цезия-137 – около 30 лет. Время для тревоги достаточное.
В связи с этим хочется вопросить: а что у нас за раздолбайство царит с перевозкой таких опасных грузов?
Вспомним, в 2018 году на участке автодороги от Ербогачена до Усть-Кута потерялись несколько ящиков с тротилом. Взрывчатку везли на Верхнечонское месторождение в Катангском районе. Причем информацию о ЧП охотно сообщали дальнобойщикам при проверке сотрудники полиции всех трех районов поисков. Как говорится, объявляем квест для желающих.
Тогда опасный груз по каким-то неведомым причинам просто сыпался из кузова определенное время из двигавшегося по зимнику «КамАЗа». Хватившись, перевозчики нашли большую часть ящиков на дорожном полотне, остальные, видимо, подобрали другие участники движения (но подконтрольны тут были, в основном, только дальнобойщики, которых должны отслеживать в соответствии со спутниковыми данными по времени передвижений и остановок). Правила перевозки запрещают перевозить совместно с тротилом взрыватели, но все равно «главный приз» того квеста многих мог заинтересовать, кто понимает. Исход драматической истории, к слову, так и остался неизвестным для широких масс.
Да и за год до того, в 2017-м, в Усть-Куте из машины ФГУП «Главный центр специальной связи» неизвестные похитили ящик тротила. Там уж можно цитировать с максимальным приближением к тексту: «Мы с приятелем вдвоем работали на дизеле, он лопух и я лопух, у нас теплушку»... кхм... своровали.
И теперь вот цезий.
Кроме прочего, вопросы вызывает реакция официальных лиц.
Для сравнения приведем случай в Казахстане в 2014 году, где в аналогичных условиях бездорожья (но летом) потеряли подобную капсулу с цезием (транспортировало ее АО «Казпромгеофизика», предприятие, которое тоже исследует скважины). Контейнер аналогичным образом выпал из «КамАЗа» (их крепят к бортам машины специальными заклепками, которые, видимо, и подвели, но российская компания этот опыт коллег не учла).
Но! В Казахстане к поиску привлекли все правоохранительные органы региона. Сотни представителей вооруженных сил и нацгвардии с металлоискателями, а также десятки единиц техники в буквальном смысле прочесывали территорию поиска.
Создали областной оперативный штаб по организации поисковых работ и поклялись искать, пока не найдут. Возглавил штаб заместитель главы области, в состав вошли руководители всех областных структур, которые напрягаются в подобных ЧП.
В общем, шуму было много (а нашел капсулу таксист).
Но у нас все настолько сурово, что дело, похоже, ограничилось локальным шухером силами самой радиоактивной «Маши-растеряши». Через несколько дней (!) после потери эта самая «ТНГ-Групп» запилила видос, в котором гендиректор Ян Шарипов успокоил граждан, что уже в пяти метрах от контейнера с капсулой ничего не фонит. И посулил 200 тысяч тому, кто его найдет.
Губернатор Кобзев по этому поводу не высказывался вообще! Вот вообще! Набирали запрос во всех падежах:
Действительно, фигня какая. Только где-то грустно улыбнулся юный транспортный министр Лобанов: такие у нас дороги...
И вот вроде бы нашли. Контейнер (говорят, неповрежденный) откопали из снега в 600 километрах от Усть-Кута в сторону поселка Мирный. Вроде как, отличились некие «третьи лица» (дадут ли им денежный приз, в новом, победном видосе компания уточнять не стала).
Бардак как он есть, в общем.
Кстати, в советское время радиоактивные вещества (в частности цезий-137) перевозили в полностью закрытой спецмашине, которую сопровождал автомобиль охраны. Весь маршрут следования в обязательном порядке согласовывался с милицией, СЭС и другими контролирующими органами.
Внутри спецмашины находился свинцовый контейнер с несколькими замками. Территорию, где устанавливали контейнер, сразу же ограждали флажками, чтобы работники нефтепромысла издали видели, где находится опасный груз.
Как вспоминает один из участников геофизических исследований того времени, на территории в спецпомещении стоял один такой контейнер, коллиматорное отверстие (то есть место свободного выхода излучения) было направлено вверх. И у вертолетчиков, совершавших облет, зашкаливали датчики, когда они пролетали над этим местом...