Иркутский музыкальный театр в Чите: ещё не началось, а уже стыдно
В предыдущем материале, посвящённом прошедшему сезону в Иркутском музыкальном театре, мы обещали поговорить о предстоящих гастролях театра в Чите с 4 по 15 июня. Что же с этими гастролями не так, и почему за театр стыдно ещё до их начала?
С уходом из жизни директора Иркутского музыкального театра Владимира Шагина и приходом ему на смену его свояченицы Татьяны Мезенцевой медленно, но верно начала увядать и его главная гордость – полноценные ежегодные гастроли. Помните: Ярославль, Воронеж, Киев, Астрахань, Владивосток, Ташкент, Челябинск, Минск, снова Владивосток и снова Челябинск... Везде по месяцу. С лучшими и самыми сложными спектаклями. Невзирая на затраты. Потому что честь и престиж были не пустыми словами. Театр гремел на всю страну, его приезда ждали, восторженные отзывы лились через край.
Сейчас же на официальном сайте ИМТ даже рубрики «Гастроли» нет. И правильно, потому что хвастать особо нечем.
В том, что госпожа Мезенцева не сможет поддерживать былой уровень, стало ясно сразу после её назначения десять лет назад: слишком робка и безавантюрна. Но держать марку хотелось, поэтому понятие гастролей всё ещё живо. Вот только сначала сократились сроки: с месяца до трёх недель, затем до двух, затем до 10‑11 дней. Потом скукожилась география: за десять лет руководства Мезенцевой ИМТ побывал однажды на двухнедельных гастролях во Владивостоке и вот уже третий раз едет «покорять» Читу. Всё, других направлений нет, если не считать разовые фестивальные вояжи.
Чем же так намазано для директора ИМТ в столице Забайкалья? Да очень просто: близко, дёшево, всё знакомо, контакты налажены, по проторенной дорожке – к галочке для минкульта и освоению бюджета. А то, что коллектив от тоски и забайкальского гостеприимства уже подташнивает, – дело десятое.
Да, актёры сейчас дружно скажут: лучше в Читу на десять дней, чем никуда и никогда. И будут правы. Поэтому на эту тему затыкаемся.
Самое печальное, что вслед за сроками и географией начала деградировать и гастрольная афиша. Давайте посмотрим, с чем едет ИМТ в этом году в столицу Забайкальского края, гордо крича, что будет аж 19 показов? Сказка «Кот в сапогах» – раз, «Юнона» и «Авось», куда же без неё, – два, старенькие и уже бывавшие в Чите «Любовь и голуби» – три, свеженькая, но очень спорная «Бесприданница» – четыре, одноактная пластическая «Пиковая дама» – пять и... сразу пять (!) названий с афиши Малой сцены: «Сватовство гусара», «Ищите женщину», «Перекрёсток», «Попрыгунья» и, прости господи, Вечер оперетты. Ну и заключительный гала‑концерт на закуску.
Итого вместе с концертом – 11 названий. Из которых пять – малой формы и семь (!) – под оркестровую фонограмму или фортепиано. Ещё раз: семь из одиннадцати. При том что даже один фонограммный спектакль для музыкального театра – это, мягко говоря, неприлично. Тем более на гастролях. Тем более без предупреждения на афише. Тем более за те же деньги, как говорится: от 600 до 1500 рублей, между прочим, на Большой сцене и 800 рублей на Малой.
При этом афиша выстроена так, что вся «фанера» играется в первой половине гастролей: с 4 по 9 июня. А к 10‑му числу, когда читинский зритель вдоволь нахлебается иркутской халтуры без хора, оркестра, балетных дивертисментов, масштабных декораций и полноценной световой патритуры, на завершающие шесть дней подъедет хор, оркестр и сценография Большой сцены. Экономно? Более чем. Но стыдно.
Открытие гастролей в виде масштабного гала-концерта, которое раньше было праздником для всего коллектива, давно не актуально. Гастроли в Чите ИМТ открывает... дневной сказкой «Кот в сапогах». Под фонограмму, разумеется, потому что это проект для «новогоднего чёса». Про то, что сказки бывают под оркестр и в двух действиях, как в старые добрые времена, в Иркутске давно забыли – подрастающее поколение воспитывается на 50‑минутных спектакликах без оркестра, которые «лепятся» за две недели накануне Нового года, а затем в таком же «кастрированном» виде остаются в репертуаре.
Ещё одна фишка читинского вояжа ИМТ – это то, что спектакли Малой сцены будут показываться на Большой. Разумеется, под фонограмму, потому что в Иркутске оркестр в Малом зале, который впору переименовывать в «Фанерный цоколь», не помещается.
Но отсутствие оркестра – полбеды. Даже представлять не хочется, насколько убого и сиротливо будет смотреться минималистически-экономичная сценография камерной площадки в Большом зале Забайкальского драматического. Зато можно со сказкой в один день показывать, двойную выручку срубить. Выгодно? Конечно. Но стыдно.
Слава богу, хоть «Попрыгунью» с «Перекрёстком» сыграют на Малой сцене. Ну как слава богу... Первая – балет на 6 квадратных метрах, второй – чистой воды драма, замаскированная на афише под «музыкальный спектакль с драматическим звучанием».
А если зрители после спектакля спросят, в чём именно музыкальность? Не боязно? Или купят билеты на «Ищите женщину», прочитав, что это мюзикл, и слегка разочаруются масштабом шоу? Нет, не ёкает нигде? Или придут на «Вечер оперетты», а там рояль в кустах вместо оркестра? Чего делать‑то будете? Самим в кустах впору прятаться после такого. И в Читу потом уж ни ногой, чтобы не побили.
А ведь есть ещё и пластическая «Пиковая дама», чуть больше часа продолжительностью. Что? Да, конечно, под фонограмму. Это ж балет, зачем его оркестром портить.
Честь театра и города, уважение к зрителю, единение коллектива... Странные, забытые, а главное, какие‑то невыгодные слова, да, Татьяна Никифоровна?
Самое обидное, что слухи растекаются очень быстро. И о позоре ИМТ узнают не только жители Читы, которые уже, судя по продажам билетов, не особо впечатлены тем, что им пытается «впарить» госпожа Мезенцева. По сути, проданы только сказка и «Юнона» и «Авось», всё остальное раскупается с таким скрипом, что он слышен даже в Иркутске.
Иркутский музыкальный театр уже не котируется в стране, как раньше, а то ли ещё будет после таких «фееричных» гастролей. Угробить некогда славную репутацию легче лёгкого, а вот восстанавливать её потом, возвращая былую славу театра, будет ой как непросто. Впрочем, делать это будет уже другой директор. Сил ему и мужества.
Фото: enna._.enn / imt38.ru