Собачье дело

Скажем сразу - в этой истории нет правых. Обе иркутские компании, о которых идет речь, что называется, «замазаны» до предела. Но вопрос не о них, а о большой собачьей проблеме.

Вопреки распространенному среди культурной общественности мнению, далеко не все собаки - милые и послушные существа, с которыми надо только «уметь обращаться». Собака, брошенная на улице, вынуждена выживать. Поэтому с нее моментально слетает все воспитание (если оно вообще было), а вскоре исчезают и веками привитые инстинкты послушания человеку. Собака, которая вынуждена выживать, быстро превращается в дикое и агрессивное животное. Всё с той же целью выживания такие собаки сбиваются в стаи - стаей проще противостоять внешней агрессии.

При этом дикие собачьи стаи весьма комфортно чувствуют себя именно в городе. Не в лесу, где нужно конкурировать с реально дикими животными. Не в деревне, где полно не менее агрессивных цепных собак, а в каждом доме есть оружие, с которым собаки хорошо знакомы. Именно в городе, где много помоек, где много крыс и кошек, где на них никто не обращает внимание.

Сбившиеся в стаи одичавшие собаки очень опасны. На взрослого человека они еще могут поопаситься нападать, но старушки и дети для них - легкая добыча. Причем зачастую именно для пропитания. Случаев нападения стай одичавших собак более чем достаточно - хотя бы в соседнем Улан-Удэ, где мэрия пустила вопрос с одичавшим животными на самотек, в результате чего жертвами стали люди.

Проблема это не только Иркутска и не только России. Во всем мире ненужных собак выкидывают на улицы, там они вольготно размножаются, дичают, сбиваются в стаи и начинают угрожать жизни людей. И во всем мире выработана единая технология борьбы с этой угрозой: стерилизация и изоляция собак. В основе этой концепции - идея о том, что стерилизованные собаки, даже выпущенные на волю, быстро вымрут естественным путем.

В России ситуация осложнена тем, что все расходы по отлову и стерилизации собак ложатся на весьма скромные муниципальные бюджеты. И именно мэрия становится заложницей ситуации: денег мало, есть первоочередные нужды, но если хотя бы год не отлавливать собак, то они размножатся в геометрической прогрессии. В одном помете собаки может быть до восьми щенков, и даже если половина из них погибнет, то от каждой собачьей пары появится четыре щенка. Причем иногда дважды в год. Уличные собаки живут обычно лет пять-шесть. Нетрудно посчитать, что пять пар бродячих собак дадут приплод всего через три года в три с половиной тысячи особей. В реальности, конечно, меньше - но это число пополняется и регулярно выбрасываемыми на улицу домашними собаками.

Все специалисты признают, что бродячие собаки в условиях свободного обитания формируют стайную иерархию и становятся доминирующими хищниками в масштабе городской экосистемы, в результате чего массово истребляют бездомных и гуляющих домашних кошек и диких животных, в том числе редких и исчезающих видов.

Статистика печальная: только в Московской области в год бродячие собаки кусают около 25 тысяч человек. Каждый такой укус - это как минимум длительная и дорогостоящая профилактика бешенства, не считая моральных травм и сильнейшего негативного психологического воздействия, особенно на детей.

В Иркутске отловом собак занимаются две компании - «К-9» и «Пять звезд». Причем на самом деле компании «К-9» не существует - она работала до 2016 года в статусе охранного агентства (ОГРН 1033801016072). В 2016 году организация была ликвидирована, и на этом месте в Рабочем предместье под тем же названием «К-9» работает ее владелец Вячеслав Славин, но уже как индивидуальный предприниматель.

Приют «Пять звезд» (ОГРН 1083808014707) принадлежит известной в Иркутске семье Солдатовых и находится в Карлуке. Кроме приюта, семье принадлежали ныне ликвидированные ветеринарные аптеки и клиники под брендом «БайкалВет».

Так как компании в Иркутске всего две, то во всех тендерах именно они и участвуют. В любом коррумпированном городе эти компании давно договорились бы между собой и дружно пилили бюджет (это сарказм), но в иркутском варианте верх берет жадность и желание загрести все деньги. Денег для мелкого бизнеса немало: ООО «Пять звезд» в 2020 году заработало около 30 миллионов рублей, у ИП Славина, по имеющейся информации, доходы еще выше, так как он работает гораздо масштабнее.

За одну собаку приют получает от муниципалитета чуть меньше шести тысяч рублей. За эти деньги приют должен стерилизовать собаку, провакцинировать ее от бешенства и выпустить. Убивать собак запрещает законодательство, держать их в «заключении» не позволяют средства.

Эта программа называется ОСВВ: «Отлов-Стерилизация-Вакцинация-Возврат». Она постоянно критикуется санитарными и ветеринарными врачами. В числе одной из основных претензий к программе — вакцинацию от бешенства нужно проводить не реже одного раза в год, повторный отлов всех стерилизованных животных для этого в условиях крупных городов невозможен. Кроме того, программа не предусматривает прививки от энтерита, чумы, лептоспироза и других болезней, чреватых эпидемиями.

Есть большие сомнения в том, что приюты на самом проводят стерилизацию и вакцинацию всем отловленным собакам. Проверить это крайне трудно. Заниматься контролем должен Госветнадзор, однако он перегружен работой с сельскохозяйственными животными. Более того - даже за численностью реально отловленных животных контроль крайне слабый. По сути отчетность предоставляется только на бумаге. Очевидно, это не может не порождать злоупотребления.

С другой стороны, приюты тоже можно понять. Стоимость стерилизации одной собаки - в районе полутора тысяч рублей, плюс прививка, содержание, выведение блох, корм. Если все делать как надо, то выделяемых мэрией денег хватит как раз. Но где тогда брать деньги на хорошую жизнь?

Долгое время тендеры выигрывал ИП Славин («К-9»). Однако в этом году Славин решил увеличить цены на свои услуги, в результате чего выиграл приют «Пять звезд». И, по удивительному стечению обстоятельств, у приюта тут же начались неприятности.

Буквально на следующий день после победы в тендере и в Карлуке (рядом с приютом), и в Иркутске неподалеку от Карлука начали находить мешки с мертвыми собаками. А некоторые иркутские СМИ, как по команде, начали обвинять в этом «Пять звезд». По старательно вбрасываемой теории, именно «Пять звезд» якобы убивает собак, вместо того, чтобы их стерилизовать. К вопросу тут же подключились зоозащитники, которые зачастую, будем честными, мало вникают в суть проблемы, зато умеют поднимать панику на ровном месте.

Понятно, что логики в этой теории нет в принципе. Для владельца приюта, если бы он на самом деле был злоумышленником, проще отвезти убитых собак в лес. Да и в принципе нет никакой необходимости их убивать - ведь платят-то за отлов, а не за убийство.

Есть серьезные подозрения, что эти убитые собаки - элемент конкурентной борьбы. Когда из рук уходит многомиллионный контракт, это, конечно, обидно. Особенно наглядно это видно по публикациям в иркутских СМИ, где «Пять звезд» тут же начали обвинять в ужасных вещах: собак якобы не кормят, не поят, держат в антисанитарных условиях. Кто нагнетает эти ужасы? Понять нетрудно.

Кстати, именно про «К-9» рассказывают интересные истории его бывшие сотрудники. Этот приют заключает договоры и в других муниципалитетах. И там собак тоже отлавливают - но вместо прививки и стерилизации, по словам источников, их привозят в Иркутск и выпускают. Все довольны: в каком-нибудь Усть-Илимске резко сокращается поголовье бродячих собак, в Иркутске растет, что позволяет задирать цены на услуги. А расходы на перевозку потом с лихвой окупятся новыми контрактами. Так ли это - не знаем, свечку, как говорится, не держали. Но то, что в Иркутске периодически появляются, как с неба, огромные стаи взрослых бродячих собак - это факт. В итоге именно из бюджета Иркутска тратятся огромные средства на отлов животных.

Что делать? Ситуация достаточно безвыходная. Специалисты утверждают, что единственный выход - стерилизовать всех без исключения домашних животных еще на этапе щенков/котят. Однако для этого необходимо прежде всего переломить отношение населения к домашним животным, которое на текущий момент можно назвать исключительно безответственным.

Кроме того, давно пора передать систему отлова животных их частных рук в структуру, подведомственную Госветнадзору. Понятно, что коррупция будет и там, но она будет в разы ниже, чем в частных «шарашках». Но это, конечно, уже федеральный уровень.

URL: https://babr24.news/irk/?IDE=223484

bytes: 8566 / 8494

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Лера Крышкина, журналист.

На сайте опубликовано 2229 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Братья меньшие" (Иркутск)

Доесть собаку. В Иркутской области это делают медленно

Закон Иркутской области об обращении с бездомными животными, который предусматривал эвтаназию, а проще говоря, их физическое уничтожение, по-прежнему находится в работе, как обрадовали на днях власти. Ведь депутаты почти подготовили документ к принятию еще весной 2024-го. Но пришлось притормозить.

Георгий Булычев

Братья меньшиеПолитикаОбществоИркутск

10535

18.11.2024

Новые правила охоты в Иркутской области: больше разрешений, но и больше ответственности

Охотничий сезон в Иркутской области стартовал, и власти региона рассказали об основных нововведениях. Главное – теперь охотники могут получать разрешения непосредственно в районах, а не только в Иркутске. Это должно сделать процесс более удобным и безопасным.

Анна Моль

Братья меньшиеЭкологияПолитикаИркутск

25420

02.08.2024

Эволюция: Генпрокуратура пересмотрела взгляды на бродячих собак

Похоже, на хвост наступят не бродячим собакам, а региональным властям: есть вероятность, что наверху ограничат региональную вольницу с уничтожением бывших друзей человека. Напомним, эвтаназию последних к настоящему моменту утвердили около десятка субъектов РФ.

Георгий Булычев

Братья меньшиеПолитикаОбществоИркутск

28952

20.06.2024

Бездомные животные в Иркутской области: в Братске построят государственный приют на 200 мест

Проблема бездомных собак и кошек в Иркутской области становится все более острой и заметной для местных жителей. Рост численности бездомных животных вызывает обеспокоенность среди общественности и требует незамедлительного вмешательства со стороны государственных органов и общественных организаций.

Анна Моль

Братья меньшиеОбществоЭкономика и бизнесИркутск

24623

30.05.2024

Просто о важном: какие рекомендации дал министр сельского хозяйства и что они значат для Иркутской области?

Важные решения и рекомендации были вынесены на очередном заседании постоянно действующей противоэпизоотической комиссии правительства, которое провёл министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев. Но что это значит и как это затронет нашу жизнь? Давайте разбираться.

Анна Моль

Братья меньшиеЭкономика и бизнесЗдоровьеИркутск

29070

24.04.2024

Птицы-колонисты: загадка бакланов в Иркутске

Многочисленные стаи байкальских бакланов в черте города стали обычным явлением для жителей Иркутска. Считается, что эти птицы негативно влияют на экосистему мест, где они обитают. Поэтому вторжение пернатых вызывает серьезную тревогу среди населения.

Анна Моль

Братья меньшиеЭкологияИркутск

36463

17.04.2024

Собачья смерть в Иркутской области: чиновники точат топоры?

В последнее время активизировалась деятельность по вопросу бродячих собак в Иркутской области. Точнее, выяснилось, что работа с соответствующим законопроектом вовсю ведется. Гвоздем этого документа ожидается возможность эвтаназии, а попросту говоря, физического уничтожения бродячих собак.

Георгий Булычев

Братья меньшиеОбществоИркутск

8465

03.04.2024

Сергей Шевченко – повелитель собак Иркутской области

Ну, вот и свершилось. В Иркутской области вступили в силу дополнительные требования по содержанию домашних животных. Разработаны региональной службой ветеринарии под началом главного ветврача Сергея Шевченко «с учетом поступающих в ведомство обращений, заявлений и предложений граждан».

Георгий Булычев

Братья меньшиеОбществоИркутск

7092

25.03.2024

Запрет на самовыгул: чего ожидать владельцам домашних животных в Иркутской области

Новые требования по содержанию домашних животных в Иркутской области вступили в силу с утверждением соответствующего документа постановлением правительства региона.

Анна Моль

Братья меньшиеПолитикаОбществоИркутск

25323

25.03.2024

Усыпить нельзя помиловать: бездомные животные в Иркутской области

Проблема бездомных собак и кошек в Иркутской области все чаще становится предметом обсуждения и насущной проблемой для местных жителей.

Анна Моль

Братья меньшиеОбществоИркутск

8928

19.01.2024

От создателя Сергея Шевченко: «Нерезаные собаки» и «Бешеные псы – 2»

Ветеринарная служба Иркутской области под руководством мощного главного ветеринарного врача Сергея Шевченко фонтанирует новостями. Аж по две в день. Так, ведомство сообщило, что с 1 сентября 2023 года в Иркутской области зарегистрировано более пяти тысяч домашних собак.

Георгий Булычев

Братья меньшиеОбществоИркутск

8168

18.12.2023

Стерилизация питомцев в Иркутской области: ответственность и забота в действии

В Иркутской области огромное количество людей обладает домашними животными – от пушистых кошек и собак до экзотических птиц и рептилий. Их присутствие приносит радость и удовольствие, но также требует ответственности со стороны их владельцев.

Анна Моль

Братья меньшиеОбществоИркутск

7407

13.12.2023

Лица Сибири

Сорокина Наталья

Деранжулин Павел

Климов Алексей

Ворончихина Варвара

Тюменцев Валерий

Левченко Евгений

Цыбикжапов Вячеслав

Киланов Анатолий

Загерсон Виктор

Цвигун Ирина