Накоси и выкуси: фига с маслом «Иркутскому крестьянину» от банка
Рекламу Россельхозбанка с доверчивыми сотрудниками и довольными крестьянами видели все. Эту финансовую организацию государство создавало прицельно для помощи агропромышленному комплексу. А как обстоит дело в реальности Иркутской области?
В Иркутской области с конца 2018 года развивается сельскохозяйственный производственно-логистический комплекс «Столбова». Проект с социальным и экономическим потенциалом межрегионального масштаба начинался с малого: вначале родился кооператив «Иркутский крестьянин». Сегодня он выпускает 46 востребованных потребителями видов продукции – от свежего мяса до замороженных полуфабрикатов и деликатесов. Также действует цех кормов для сельскохозяйственных и домашних животных мощностью 8 640 тонн в год, старт этому производству давал в 2020-м лично губернатор Иркутской области.
Продукцию кооператива высоко оценили потребители, она получила признание на региональном и федеральном уровнях. Так, на агропромышленной выставке «Золотая осень-2020» корма для животных одержали победу в трех номинациях. Производство отмечено наградой «Сделано в Приангарье» – а ведь право использования этого знака дано сегодня лишь 56 предприятиям. Недавно кооператив получил и право экспортировать дробленую пшеницу в Монголию, этим тоже можно гордиться. Финансовые показатели хорошие.
В общем, кого еще и поддерживать, как ни такие предприятия?
Объемы потребления растут, стремительно увеличивается штат, на имеющихся площадях становится тесно. Для приобретения нового, а главное, собственного «дома», «Иркутский крестьянин» обратился за кредитом в главный сельскохозяйственный банк России – АО «Россельхозбанк». Который, как известно, создан исключительно для развития отечественного сельского хозяйства и принадлежит государству. Но динамично развивающийся кооператив безуспешно добивается помощи уже почти год и только теряет на этом имеющиеся ресурсы.
Сначала директор иркутского регионального филиала банка рекомендовал кооперативу команду бизнес-проектировщиков, которая должна была привести бизнес-проект в соответствие с требованиями. Но плод ее работы банк же и забраковал – в кредите отказали.
Улетели миллион рублей и несколько месяцев. Подчеркнем: эти потери далеко не первые.
Обратились к стороннему бизнес-проектировщику. После его работы документы уже поданы в банк, но сомнения терзают: не затягивает ли банк в очередной раз решение? Звоночки уже есть. При этом одобрение кредита вовсе не было фантастикой: о благоприятном прогнозе со стороны банка руководство кооператива лично заверил первый заместитель председателя правления АО «Россельхозбанк» на очных встречах, причем – дважды. После этих встреч коллектив был на «подъеме». Но в итоге, на месте все взаимодействие сводится к выполнению бесконечных требований банка, в коллективе зреют пессимистические настроения. И ведь просят-то занять не чьи то личные деньги, а государственные! Разве государству не нужны перспективные предприятия?
Участники проекта доведены до отчаяния. Некоторые уже решались на пикеты в Иркутске и Улан-Удэ.
Что это – личная неприязнь?
Все-таки предприятие сохраняет уверенность, что это локальная недальновидная политика территориального руководства банка, а не общая система. В пользу этого говорят некоторые действия руководства центрального офиса Россельхозбанка.
Коллектив кооператива, надеясь на такое положение вещей, направил обращения активно развивающему агропромышленную отрасль президенту России Владимиру Путину и в десятки инстанций, которые могут помочь спасти перспективный, нужный региону сельскохозяйственный проект.
Следим за развитием событий.