Природный вандализм: за что платят туристы на Тёплых озёрах?

Сказочно красивые Тёплые озёра превращаются в человейник, где вырубают лес, загрязняют воду и возводят капитальные строения.

Одно из самых популярных и красивых природных мест Иркутской области — Тёплые озёра. Летом вода в них прогревается до 25-28 градусов благодаря подводным источникам. Тёплые озёра состоят из Изумрудного, Мёртвого и озера Сказка. Между собой они не связаны, даже вода отличается по химическому составу.

Всё изменилось в конце нулевых. Ушлый местный предприниматель Леонид Гомзяков построил вокруг озёр домики, которые начал сдавать в аренду, организовал платные лежаки и шезлонги, а затем вообще перегородил дорогу забором и стал взимать плату за проход. Налицо грубейшее нарушение закона: земля не является его собственностью, а законодательство категорически и без оговорок запрещает ставить преграды на пути к водохранилищам. К тому же Гомзяков перегородил путь и туристам, блокировав тропу сразу на несколько вершин и перевалов Хамар-Дабана, в том числе и на знаменитый пик Тальцинский. Как ему это удалось и кто ему в этом помогает, Бабр подробно писал в материале «Снежная жуть».

К 2021 году домики и шезлонги превратились в крупный и пафосный туристический комплекс. Теперь на территорию озёр без денег не пробраться вообще. Хочешь покупаться на озере – плати. Проехать на машине – плати. Погулять по территории – плати. Взять с собой на прогулку собаку – плати.

А вот ставить палатку запрещено в принципе. Якобы на основании того, что там располагаются экопарк и гидротехнические сооружения - береговое укрепление реки. Якобы для гидротехнических сооружений установлен особый порядок эксплуатации. Чтобы обеспечить устойчивость, прочность и эксплуатационную надёжность, запрещена нагрузка в виде проезда транспорта и установки палаток.

На самом деле это просто вымышленный бред. Во-первых, хозяевам турбазы не выгодно брать деньги за палатки, им выгоднее, чтобы туристы заселялись в домики и гостиницы. Во-вторых, им выгоднее называться не турбазой, а рекреационным комплексом. А это подразумевает защиту природной местности. Вот и пришлось выдумать причину, чтобы можно было так называться.

На самом деле то, какой антропогенный урон наносит деятельность турбазы местности ни в какое сравнение не идёт от постановки палатки на берегу реки.

В разгар сезона туристический комплекс ежедневно посещают несколько тысяч человек. Все они приезжают на машинах. Парковка, расположенная на территории комплекса, не вмещает такое количество машин, да и далеко не каждый хочет платить 500 рублей в день за парковочное место. В итоге авто паркуют вдоль дороги, которая ведёт к озёрам. То есть сотни автомобилей ежедневно стоят в лесу. Это губит почвенный покров, уничтожает растительность и дома местных грызунов, наносит вред столбам деревьев, пугает птиц, загрязняет воздух.

Каждый день несколько тысяч человек купаются в озере, катаются в нём на катамаранах, на досках, ну и, как это принято у русского народа, плюют и писают тоже в него. Как изменился состав воды за последние годы даже представить страшно. Никаких очистных в озере нет.

Сама турбаза с каждым годом расширяется. Лес вокруг озёр вырубают под новые дороги и домики, а также для бань, посещение которых стоит очень недёшево.

В этом году началось строительство ещё одной часовни. Зачем они там вообще? А тем более две? Ведь строительство прошлого дома для уверовавших сопровождалось не только недовольством, но и очередным уроном для озера: берег был изрыт, растительный покров снят, всё вокруг засыпано щебнем. Если уж на то пошло, то часовни должны строиться в тихих уединённых местах, а не там, где музыка с турбазы вовсю гремит, с пивом и в трусах ходят, маты слышатся.

Видимо, хозяева турбазы считают, что часовни хоть как-то очищают их продажные души. Откроем вам секрет – это не помогает.

Напомним, что любой вход на турбазу платный, даже если на озеро не планируешь идти. Якобы деньги берут за инфраструктуру. Вот так она выглядит, кстати:

Бабр в очередной раз призывает природоохранную прокуратуру заняться этим злостным местом. Напомним, что они незаконно преградили путь к водному объекту, а также возводят строительство на особо охраняемой природной территории.

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=216923

Bytes: 5014 / 4213

Версия для печати

Скачать PDF

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- Джем
- ВКонтакте
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Миша Ковальски, научный обозреватель.

На сайте опубликовано 1654 текстов этого автора.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Северный мусорный оператор: год спустя — та же схема, те же проблемы

Первого июля исполнился ровно год с того момента, как в Братске и северных районах Иркутской области начал работать новый региональный оператор по обращению с отходами — ООО «Северный региональный оператор ТКО». Формально новый.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

4328

03.07.2025

Земля под вопросом: что на самом деле решил Конституционный суд по Прибайкальскому нацпарку

Конституционный суд РФ впервые официально признал: с правовым режимом сельхозземель внутри Прибайкальского национального парка всё не так просто.

Анна Моль

ЭкологияПолитикаНедвижимостьИркутск Байкал

7092

30.06.2025

Росатом. Байкальск. Усолье. 12 лет под видом очистки

Байкальск и Усолье-Сибирское много лет остаются центрами крупнейших экологических проблем страны. Но вместо ликвидации токсичного наследия — только техтуры и новые обещания. Байкал — не просто национальное достояние. Это лакмусовая бумажка всей экологической политики в России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

10095

26.06.2025

Все умрут, а на Байкальском тракте останутся?

Уже сложно сказать, сколько раз продлевали срок эксплуатации полигона на пятом километре Александровского тракта, куда с 1963 года вывозят твердые бытовые отходы из Иркутска. Ну не везет столице Восточной Сибири с чиновничьими талантами, которые бы позволили хоть как-то решать проблему.

Георгий Булычев

ЭкологияПолитикаСкандалыИркутск

10763

24.06.2025

Чистый воздух — не для всех: Иркутская область идёт к отчёту с превышениями

До завершения первого этапа проекта «Чистый воздух» остается полтора года. В 12 городах страны, вошедших в программу, должны снизиться объемы выбросов загрязняющих веществ в атмосферу как минимум на 20%. Сроки сжимаются.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесПолитикаИркутск

5812

24.06.2025

Эн+, Рослесхоз и Правительство Иркутской области объединяют усилия для защиты лесов от пожаров

Важное соглашение было подписано на Петербургском международном экономическом форуме между российским энерго-металлургическим холдингом Эн+, Рослесхозом и Правительством Иркутской области.

Ярослава Грин

ЭкологияСобытияИркутск

10204

20.06.2025

Иркутская область по уши в мусоре: кто виноват и что с этим делать

В Иркутской области снова не справляются с отходами. Несанкционированные свалки множатся быстрее, чем их успевают ликвидировать. А бюджеты муниципалитетов трещат по швам: на уборку мусора попросту не остаётся денег. Проблема касается не только отдалённых посёлков.

Анна Моль

ЭкологияОбществоЖКХИркутск

12744

12.06.2025

День эколога с привкусом хлорки: что происходит с очистными в Иркутской области

5 июня в России отмечается День эколога. В официальных поздравлениях звучат правильные слова: про заботу о природе, чистую воду, воздух и зелёные города. В школах рисуют плакаты, в соцсетях — фотографии берёз, волонтёры собирают мусор в мешки.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесЖКХИркутск Байкал

14528

05.06.2025

Каждый сам за себя: Иркутская область не может справиться с мусором

Весной 2025 года в деревне Горяшина, что под Иркутском, сотрудники Россельхознадзора провели выездную проверку. Цель — осмотр сельхозугодий. Но вместо обработанных полей обнаружили свалку. Никаких табличек, разрешений или ограждений. Просто куча мусора — строительные отходы вперемешку с бытовыми.

Анна Моль

ЭкологияЖКХОбществоИркутск

12737

04.06.2025

Лес защищаем, а он горит: парадоксы "зеленого лидерства" Иркутской области

Иркутская область — вторая в стране по увеличению площадей защитных лесов. В 2024 году в регионе таких лесов стало больше на 234 тысячи гектаров. Рослесхоз рапортует: нарастили, укрепили, защитили. Общая площадь этих территорий — 17,2 миллиона гектаров. Сплошные рубки здесь под запретом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

11307

28.05.2025

Справочник вместо контроля: как РЭО упростил себе жизнь и зачем к этому подключили медицину

С 1 июля 2025 года медицинские отходы класса А — это, напомним, бинты, упаковки, одноразовые халаты и прочий относительно «безобидный» мусор из больниц — официально переходят в категорию твёрдых коммунальных отходов (ТКО).

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

11100

22.05.2025

«Зловоние, мусор и бесконечные отписки»: в Иркутске и области не справляются со свалками

Иркутская область всё глубже погружается в мусорную яму — и речь не только об ощущении безысходности. В селе Максимовщина Иркутского района прямо в водоёмы сбрасывают остатки животных: кишки, шкуры, обрезки, которые гниют под солнцем и заражают воду.

Анна Моль

ЭкологияЖКХИркутск

14671

21.05.2025

Лица Сибири

Ташлыков Александр

Лоншаков Александр

Боровский Виктор

Алдаров Кузьма

Смоляк Ирина

Колмогоров Владимир

Альхеев Иван

Евтюхов Николай

Цырфа Ирина

Печерская Наталья