Грязный Сарайский пляж. За что платят туристы?
Летний туристический сезон на Байкале можно считать открытым. Трёхдневные выходные прошли, за время которых значительная часть иркутян отправилась отдыхать на остров Ольхон. Напомним, что в 2021 году вход в Прибайкальский нацпарк, а именно к нему относится Ольхон, подорожал. Для иностранцев стоимость посещения нацпарка теперь составляет 300 рублей (рост в три раза). Для жителей России – 150 рублей (на 50 рублей дороже), для жителей Иркутской области – 75 рублей (на 25 рублей больше). А конкретно с Ольхоном всё ещё сложнее, но об этом попозже.
Что же теперь руководство нацпарка в лице «Заповедного Прибайкалья» предоставляет туристам за такую плату?
Во-первых, дырявые контейнеры, через которые нечистоты уходят в песок Сарайского залива и в Байкал. Во-вторых, перекошенные туалеты. В-третьих, нелепые аншлаги с безграмотной информацией.
Такая инфраструктура от «Заповедного Прибайкалья» обошлась бюджету в миллионы рублей. Это при том, что только за прошлый сезон было «освоено» 4,5 миллиона рублей, выделенных по федеральному нацпроекту «Экология». На них построена частично засыпанная сейчас песком и частично погружённая в воду дорожка длиной 700 метров и косые туалеты. И стоило это восемь миллионов рублей.
До этого в «чёрную дыру» проекта «Сарайское кольцо» ушли деньги президентских грантов, то есть опять же бюджетные средства, и бесплатный труд привлечённых волонтёров.
И похоже, этим летом грязная история Сарайского пляжа с затратными и распиаренными псевдоучёными и такими же строителями будет продолжена. К грантовым средствам добавятся бюджетные, и на сумму более трёх миллионов грозятся построить километр дорожки. Можно подумать, что это будет крутая кованая дорожка с урнами, беседками и смотровыми площадками, да ещё с двухсторонним движением. Не надейтесь. Это будет обычный деревянный настил шириной в один метр. Почему же он стоит три миллиона? Это тайна, покрытая мраком.
Более того, к проекту привлекаются волонтёры, сомнительного качества строители - всё, чтобы как можно меньше денег ушло на выполнение работ и как можно больше осталось. Кому?
К слову, аппетиты высокооплачиваемых заповедных начальников (которых стало уже больше, чем лесников со специальным образованием) растут. Из новинок этого сезона: стоимость посещения любой части острова Ольхон севернее посёлка Хужир повысилась для иркутян в шесть (!) раз, для всех остальных - в три. Волшебным образом вся эта часть острова стала частью маршрута «Север Ольхона», того самого кусочка тропы на мысе Хобой, что тридцатью километрами севернее.
Интересно. С туристического потока «Заповедное Прибайкалье» ежегодно зарабатывает около 20 миллионов рублей. Получается, что при самом дорогом раскладе (800 тысяч рублей), в год можно делать 25 километров деревянных дорожек с информационными стендами.
Сколько же на сегодняшний день сделано? 750 метров на Сарайском пляже, которые появились только в прошлом году, и 200 метров на Хобое, которые появились в позапрошлом году. Отличная работа, ничего не скажешь, КПД зашкаливает!
То есть если бы «Заповедное Прибайкалье» ответственно выполняло свою работу и не тратило деньги в неизвестном направлении, то Прибайкальский нацпарк сейчас выглядел бы совершенно иначе: чистая территория, туалеты через каждые 200 метров, места под палатки, привезённые дрова (с лесопилки), чтобы туристы смогли без вреда для природы разводить костёр, пешие тропинки, на которых никто не умирает и так далее.
Как жаль, что «Заповедное Прибайкалье» не вкладывает ни рубля из заработанных средств. А тратит деньги общественных организаций, лишая другие проекты на выигрыш.