Мусорный стыд: предприниматели не платят за вывоз мусора, а подбрасывают его жителям
«Мы снимаем проблемные вопросы, идём бизнесу навстречу, но ситуация не меняется», - так можно кратко охарактеризовать итоги мусорной реформы южной части Иркутской области.
Больше года прошло с начала действия новой системы обращения с твёрдыми бытовыми отходами. За это время в 22 муниципалитетах изменилась система оплаты за коммунальную услугу с «квадратного метра» на расчёты «по человеку». В городах и поселениях стало гораздо чище, сделаны первые шаги к раздельному сбору мусора. Юридические лица получили возможность заключить дополнительное соглашение, чтобы перейти на оплату счёта по факту накопленного мусора.
Тем не менее финансовая задолженность перед региональным оператором зоны Юг Иркутской области «РТ НЭО» составляет сумму близкую к 700 миллионов рублей. Причина одна – отказ предпринимателей оплачивать услуги по вывозу ТКО.
Ещё в самом начале мусорной реформы юрлица оказались практически в безвыходной ситуации – счёт им выставляли исходя из нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов. Это означает, что платить предприятия должны были не за то количество мусора, которое они произвели по факту, а за то количество, которые якобы получается по формуле. Естественно, что по такому расчёту многие компании вынуждены были немало переплачивать за то, чего в реальности и нет. Хотя говорить о том, что они оказались в безвыходной ситуации не совсем верно, так как выбор у них всё же был – они могли перейти на оплату вывоза мусора по факту при условии перехода на раздельный сбор отходов.
Однако так глобально менять свою привычную работу юридические лица не пожелали. В связи с этим предприниматели, выражая своё отношение к «мусорной реформе», вовсе отказались платить за вывоз ТКО.
Такая напряженная ситуация длилась год. Ежемесячно задолженность за услуги увеличивалась и увеличивалась. При том, что мусор регоператор продолжал честно вывозить.
В конце 2019 года было отменено действие документа минЖКХ, обязывающего бизнес разделять свои отходы при переходе на факт. Это позволило компаниям и предпринимателям получить возможность на расчет по фактическому вывозу. Для этого представителям предприятий необходимо было лишь заключить с региональным оператором дополнительное соглашение.
В компании «РТ НЭО» решили пойти на встречу бизнесу. Более того, даже предоставили возможность произвести пересчёт суммы, которая накопилась за 2019 год.
Однако с того момента, как региональный оператор уведомил потребителей о старте акции по «переходу на факт», прошло четыре месяца, и за это время в компанию обратилось лишь 689 юридических лица из 80 тысяч.
В чём же проблема, ведь людям предоставили именно то, что они просили?
Возможно, предприятия так заняты, что до сих пор не нашли времени для того, чтобы заключить соглашение, либо просто не знали о том, что такая возможность уже появилась. Однако верится в это мало.
Скорее всего, юридические лица не желают платить за предоставленную услугу в принципе. Весь год они оправдывали свои действия своеобразной формой протеста против реформы в целом, а теперь такой возможности нет, и они попросту отмалчиваются.
Не исключено и то, что при детальном просчёте экономики, переход с норматива на факт для части коммерсантов оказался менее выгоден, чем расчёт по факту (образуется отходов больше, чем предусмотрено нормативом).
«Не для всех компаний пересчёт по нормативам оказался невыгоден. Какие-то предприниматели, наоборот, стали платить меньше. Конечно, для таких больших компаний как «Слата» по нормативу оказалось чуть ли неубыточно. Если ранее они платили около 15 миллионов, то после мусорной реформы сумма увеличилась до 45 миллионов. С торговыми центрами такая же ситуация. Всё зависит от площади предприятия. Видимо, в действительности только этим 689 предприятиям было невыгодно платить по нормативам», - прокомментировал ситуацию бизнес-омбудсмен Иркутской области Андрей Капитонов.
В то же время, по информации «РТ-НЭО», «Слата», будучи одним из основных оппонентов регионального оператора по вопросу нормативов (по их мнению они необоснованно завышены), сама переходить на учет по факту не спешит. По подсчётам, фактический объем образования у «Слаты» выше нормативного минимум на 12%.
К сожалению, не все так радужно с юридическими лицами (в основном предприятия торговли), у которых нет своих контейнерных площадок и ими используются общие контейнерные площадки с жильцами. Фактически они оказались лишены возможности перехода на учет по факту, либо вынуждены платить за весь объем отходов, вывезенных с общей площадки. При этом в соответствии с действующими санитарными правилами (СанПиН 2.1.7.3550-19) на территории таких объектов должны быть обустроены места накопления отходов. Получается, что такие организации стали заложниками собственного неисполнения действующих СанПинов.
На практике, получив право выбора наиболее выгодного способа оплаты услуги по вывозу коммунальных отходов, подавляющее число представителей бизнеса предпочитает пользоваться услугой бесплатно, сваливая отходы от ведения деятельности в контейнеры горожан. И уж тем более не спешат предприниматели переходить на раздельный сбор отходов.
Тем временем долг перед регоператором продолжает расти. Критическая ситуация грозит банкротством не только компании, но и, что гораздо опаснее, самой идее реформирования отрасли в регионе. При том, что ситуация с мусорной реформой в Иркутской области протекает наиболее благоприятно и плавно, чем во многих других регионах страны - инфраструктура развивается, а количество сбоев и срывов графика снижается.
Гендиректор «РТ-НЭО» Сергей Сидоров отметил, что регоператор в третий раз продлевает срок акции «переход на факт», надеясь, что проблема лишь в недостаточной информированности. Для заключения дополнительного соглашения о переходе на фактический учет образованных отходов, а также перерасчета платы за услугу, предоставленную региональным оператором в 2019 год, необходимо обратиться в офис компании либо разместить заявку, воспользовавшись личным кабинетом на сайте компании « РТ-НЭО Иркутск». После этой даты региональный оператор переходит к принудительному взысканию задолженности с юридических лиц в судебном порядке.