Лесные пожары: недостаток управления
На майские праздники лесные пожары практически охватили Иркутск кольцом. Город заволокло дымом и возникла угроза населенным пунктам. Дым и непосредственная опасность для жителей заставили местные власти зашевелиться и активизировать тушение пожаров. По имеющимся данным, на 11 мая 2019 года им удалось добиться определенных успехов, площади лесных пожаров существенно сократились.
Байкальская межрегиональная природоохранная прокуратура уже 9 мая заявила о том, что лесные пожары возникли и стали угрожающими из-за того, что Министерство лесного хозяйства Иркутской области и подчиненные ей организации не приняли своевременных и достаточных мер для тушения пожаров, и даже поставила вопрос о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.
Я тоже считаю, что непосредственной причиной распространения лесных пожаров стала плохая работа уполномоченных ведомств. Но мне хотелось бы уточнить эту свою мысль. На мой взгляд, налицо бездумный подход, проявленный региональным Минлесхозом. Леса в Иркутской области, как и вообще в Прибайкалье, горят далеко не в первый раз, и уже бывали в прошлые годы крупномасштабные пожары. Этот очевидный факт должен был бы заставить руководство Минлесхоза задуматься о том, как бы им перехватить инициативу и поставить работу так, чтобы давить пожары в зародыше. Имеющиеся факты вполне красноречивы: этого сделано не было.
Далее, как следует из опубликованной статистики, выделяется явно недостаточно сил для тушения. К примеру, в Иркутском районе 8 мая горело 1126 гектаров леса, и эти пожары тушило 262 пожарных и 134 единицы техники. Много? Не думаю. На человека приходится 4,2 гектара горящего леса или 42 тысячи кв. метров. Это участок размером 400x105 метров. Это еще неплохо. В районе Большого Голоустного на землях заповедника горело 1300 гектаров леса, которые тушили 45 человек. На каждого из них приходилось 28,8 гектаров лесного пожара. Лично я нисколько не сомневаюсь в том, что один человек, вооруженный ранцевым огнетушителем, совершенно не в состоянии потушить такую площадь. Фактически лес горит, пока огонь не упрется в какую-нибудь преграду, вроде реки, а сил пожарных хватает лишь на мелкие очаги и на сдерживание фронта пожара.
Итак, сил и средств для тушения лесных пожаров явно недостаточно, и в этом природоохранная прокуратура совершенно права. И это тоже провал управления, поскольку Минлесхоз должен был озаботиться тем, чтобы навербовать армию пожарных, заготовить и складировать достаточное количество средств пожаротушения, и вообще спланировать и организовать операцию. Это провал именно в том, в чем любые чиновники считают себя наиболее компетентными: в управлении и планировании. У нас же в любом ведомстве хватает профессиональных управленцев с характерным для них снобизмом. Они учатся на профессиональных управленцев, получают жалованье, поднимаются по карьерной лестнице... и не могут решить задачу, входящую в сферу их профессиональной компетенции.
Впрочем, ладно. Обвинять можно долго, но это занятие непродуктивное. Я думаю, что стоит им преподать урок, как нужно эту проблему решать.
На мой взгляд, тушение лесных пожаров более всего схоже с военной операцией, в которой есть противник (в данном случае пожар), для противодействия которому нужно, по существу, сформировать своего рода армию со всеми положенными атрибутами: командованием, штабом, разведкой, батальонами, ротами и взводами, тыловыми службами и логистикой. Для этой задачи лучше всего подошли бы не чиновники, а отставные офицеры: строевые и штабные, которых можно набрать через областной военкомат.
Далее, нужно разработать штаты и боевое расписание, для чего нужно в первую очередь рассчитать, какую площадь может гарантированно потушить один пожарный, сколько человек нужно выделить для разведки и сколько нужно человек для обслуживания пожарного подразделения (доставка воды, вождение техники, питание и т.д.). Вот это будет пожарный взвод, которому можно поставить задачу и быть уверенным, что они ее выполнят. Взводы объединяются в роты, роты в батальоны, подчиняющиеся командованию и штабу. Штаб занимается сбором сведений и оценкой ситуации, командование ставит задачи и обеспечивает их выполнение материальными ресурсами.
Предварительно нужно также проанализировать опыт прошлых лет и попытаться определить наиболее вероятные пункты возникновения пожаров. Я думаю, что есть определенные закономерности, позволяющие это сделать. В эти районы выдвигаются передовые склады противопожарного инвентаря.
Это все можно рассчитать, запланировать и организовать заблаговременно. С началом пожароопасного сезона вся эта структура приказом вводится в действие и работает до конца пожароопасного сезона. Ну а дальше выбрасывается разведка, при обнаружении пожаров выдвигаются подразделения и далее по обстановке.
Вот примерно так это должно делаться. С точки зрения военного опыта это не слишком сложная задача. Просто чиновникам надо уже отставить свой снобизм и научиться эффективно пользоваться заемным умом, и привлекать людей, пригодных для решения такого рода задач.