Как красть из бюджета под прикрытием ОНФ. Пособие для начинающих коррупционеров
Среди чиновников, имеющих доступ к распределению бюджетных средств, рано или поздно (а вернее, всегда) встаёт задача: как отдать подряд своей фирме, да еще и по начальной цене. Да ещё, желательно, по значительно завышенной.
Многие с тоской вспоминают старые времена, когда не было сайта госзакупок (zakupki.gov.ru). Сейчас же на нем даже сведения о том, что работников администрации нужно проверить на психическое здоровье, необходимо публиковать.
Хотя приведённая в пример администрация АГО никоим образом не может быть заподозрена в психической или ещё какой либо неполноценности. Ребята больно уж шустры. Конечно, их смелость, с которой они в полный рост бегут с голыми руками на танк, может свидетельствовать о некотором дебилизме - но, может быть, это всего лишь плохое зрение, и они просто не видят препятствий? (смайл)
Вот на примере закупочной деятельности администрации Ангарского городского округа мы и рассмотрим схемы обстряпывания «удачных» закупок.
Мы уже писали об одной такой закупке на 868 миллионов рублей для компании сына мэра. Причем, по некоторым сведениям, проистекающим из администрации АГО, отдельные члены аукционной комиссии, отдавшей выгодный подряд Стройкомплексу (гендиректор - сын мэра Ангарска), являются небольшими, но всё-таки акционерами этого самого Стройкомплекса. Однако эта закупка не может быть примером в силу ряда причин, да и наши читатели(и те, для кого пишется данная инструкция) не каждый день проводят миллиардные тендеры. Поэтому мы рассмотрим более прозаичные примеры.
Итак, представляем мастер-класс от руководителя Управления архитектуры Ангарского городского округа, героини ряда наших прошлых публикаций Елены Николаевны Культиковой.
В арсенале Елены Николаевны довольно много коррупционных и взяткоемких навыков и умений. О некоторых мы подробно уже писали. То, с каким мастерством Елена Николаевна пользуется заковыками законодательства не только земельного, градостроительного, но ещё и закона о государственных закупках, говорит о настоящей многогранности чиновницы. Возможно, даже гениальности (завистливый смайл).
Схема первая: Нереальные сроки исполнения контракта.
Наши опытные курсанты скажут – «Хех, чего тут нового и гениального - всё выполняется заранее, и конкурс проводится только чтобы списать деньги. Или же «своим людям» можно выполнение подписать и вперёд».
Но они будут посрамлены гениальностью реализации. Предмет контракта разбивается на этапы, и по ним ставятся нереальные сроки исполнения. Первые этапы выполняются с револьверной быстротой, и также револьверно платятся вверенные чиновнику государственные деньги.
А уже последний этап уходит в долгий затяг, и в конце концов (когда предыдущие и оплаченные этапы фактически будут выполнены), стороны подписывают соглашение о расторжении контракта в связи с ненадлежащим исполнением - а именно нарушением срока выполнения контракта по ПОСЛЕДНЕМУ этапу. Пусть при этом даже необходимо оговорить неустойку, но львиная доля суммы по контракту сидит давно в карманах участников схемы, авансом получивших почти всю сумму.
Закрепим урок на практическом материале:
Работы по инженерным изысканиям и разработке проекта транспортной развязки ул. Чайковского - Ленинградский проспект - Ангарский проспект в г. Ангарске Иркутской области. Начальная цена 3 100 000 рублей.
В аукционной документации установлены заведомо нереальные сроки исполнения контракта:
Выдержка из аукционной документации:
Срок выполнения работ: 130 (сто тридцать) календарных дней со дня подписания муниципального контракта. Работы выполнить в три этапа:
1 этап (инженерные изыскания): в течение 20 (двадцати) календарных дней.
2 этап (разработка проектной документации, включая смету на строительные работы): в течение 20 (двадцати) календарных дней.
3 этап (согласование работ и получение положительных заключений экспертиз): в течение 90 (девяносто) календарных дней.
Все, кто хоть мало-мальски связан с проектированием и строительством, понимают, что провести в 90 дней экологическую экспертизу просто невозможно. Поэтому на конкурс не заявился никто, кроме некоей фирмы «С-Кволити» (ОГРН 1053808036017) во главе с неким А.В.Ашихминым, которая и стала победителем за сумму 3 080 000 рублей. Но последим за выполнением контракта:
2 декабря 2015 года - подписание контракта.
14 декабря 2015 года - подписан акт о выполнении первого этапа
11 января 2016 года - подписан акт о выполнении второго этапа
30 ноября 2016 года - подписано соглашение о расторжении договора.
Теперь вопросы по схеме:
Не страшно ли фирме «С-Кволити» идти на такие схемы? Ведь можно угодить в чёрный список поставщиков. Ответ - нет, не страшно, потому что заказчик во главе с Е.Н.Культиковой может спокойно манкировать своими должностными обязанностями и просто не обратится в ФАС с требованием о включении исполнителя в РНП.
Почему УАИГ АГО целый год ждал, чтобы понять, что контракт не будет исполнен, и только потом его расторг? Тут ответа нет.
Ещё очень интересует, за чей счёт будет переделываться сия ценная проектная документация, обошедшаяся бюджету АГО более чем в два миллиона рублей, если она не пройдёт экспертизу, или окажется, что это и не проектная документация вовсе?
Ведь по логике, за довольно большие деньги АГО получило продукт, которым нельзя пользоваться. Не должностное ли это преступление?
Но кто же Елене Николаевне ЭТИ вопросы задаст? Ведь мы помним, что у неё всё схвачено на самом верху. Кстати в 2014 году администрация тогда ещё Ангарска проводила уже конкурс на инженерные изыскания по этой же развязке на сумму 3 425 955 рублей. Однако этот конкурс был каким-то не слишком коррупционным, и ушёл за 1 800 000 - но почему-то был расторгнут неисполненным, без взаимных претензий, после выплаты почти полутора миллионов рублей. В чём был жир этой схемы - мы так и не поняли, но Елена Николаевна эту ситуацию не упустила и повторно «отизыскала» эти же работы.
Вы думаете описанная нами закупка с «С-Кволити» была коррупционной? Откаты? Чёрный нал? Упаси Боже! Мы же помним о процветающих в Ангарске коррупционных взаимозачётах… Это была, как мы предполагаем, вынужденная благодарность господину Ашихмину за участие в полностью преступной схеме определения начальной максимальной цены контракта на разработку скандально известного Генплана АГО.
И теперь мы подходим к самой интересной схеме от Елены Николаевны.
Схема 2. «Определение» НМЦК
Часто поставщики используют для определения начальной цены контракта так называемый «метод сопоставимых цен» - когда берётся несколько коммерческих предложений от разных фирм и выводится среднее арифметическое.
В нашем случае Управление архитектуры АГО сделало запросы пяти таким фирмам.
Одним из них было старейшее учебное заведение Иркутска Технический университет – бывший Политех. Он сделал предложение выполнить работы за 6 миллионов 100 тысяч рублей. Исполнителем по этому письму как раз и был декан архитектурного факультета господин Ашихмин - он же директор и учредитель ООО «С-Кволити». «С-Кволити» тоже не преминуло сделать коммерческое предложение от себя - но уже почему то на сумму 5 миллионов.
Почему меньше? Наверное, на базе Политеха можно работать, не неся никаких затрат. А заслуженное имя Политеха должно было придать солидности начальной цене, под которую подбивалась сумма закупки.
Потом почему-то УАИГ АГО запросило ООО «Безопасность» (ИНН 3827039722), которое занимается охранными системами. Те охотно согласились выполнить работы за 4 миллиона 900 тысяч руб. И дальше пошло уже что-то не мыслимое – давно ликвидированные фирмы ООО «Евростайл» (ИНН 7728536720) и ООО «Абрис» (ИНН 3808134667) восстали из пепла и тоже изъявили готовность поучаствовать в распиле бюджетных денег за 5 миллионов 200 тысяч и 6 миллионов 800 тысяч рублей соответственно.
Похоже, мы открываем ещё один талант Елены Николаевны – общение с духами ликвидированных фирм. Кашпировский зря приезжает в Иркутск – здесь своих шарлатанов хватает. Более дорогих и более талантливых.
А может, и нет у Елены Николаевны такого дара. Мы же помним про россыпь печатей в тумбочке? Но тогда есть талант в подделке документов, а это уже уголовное дело.
Таким МОШЕННИЧЕСКИМ образом цена очередной сомнительной закупки на разработку Генплана АГО составила 5 миллионов 600 тысяч руб. Почему сомнительной? Да вот же она, с 26 ноября 2015 года висит на сайте ОНФ. Так же как и приведённая в пример в первой схеме.
А что сделал ОНФ? ОНФ молодец. Перевёл эти закупки в статус «Передано на экспертизу» и уже два года «экспертирует».
Хотя, если там эксперты такие же, как по лесу и омулю, то можно сказать, что оно и лучше, что ничего не сделали… Хотя именно из-за бездействия ОНФ, в том числе, государству нанесён учерб. Ответит ли ОНФ за это?
Позже мы очень подробно, с шокирующими деталями, расскажем, как отторговывался и исполнялся контракт на разработку Генплана АГО. Использованные там схемы могут войти в учебники по «относительно честному изъятию денег у государства». В редакции Бабра есть даже мысль издать платную методичку для коррупционеров с мошенническими схемами на примере тех, которые используются в администрации АГО.
Но на самом деле это всё не смешно, а грустно и гнусно. Налицо полная деградация как правоохранительной системы, так и псевдогражданских институтов типа ОНФ. Никто не реагирует на разгул коррупции, все обращения вязнут в коррупционной трясине, и система крышевания не даёт сбоев.