Туман над иркутским аэропортом: депутаты так и не смогли выяснить, что делает регправительство для развития авиаузла
Депутатам не удалось «развеять туман» вокруг иркутского аэропорта. Вопрос, что предпринимает правительство Иркутской области для развития воздушных ворот Иркутска, обсуждался на 52-й сессии Законодательного собрания 28 июня.
Однако, снова не было получено внятных ответов. Выяснилось лишь, что ни согласованного участка для строительства нового аэропорта, ни проектно-сметной документации на его возведение, ни ПСД на реконструкцию действующего аэропорта, ни реальных инвесторов, готовых вложиться, в настоящее время нет. Рабочая группа, которую еще в марте депутаты предлагали создать по «аэропортовому вопросу» с участием представителей регправительства, инвесторов, авиакомпаний, депутатского корпуса, – тоже не была сформирована.
От правительства докладчиком по вопросу выступил министр жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области Артур Сулейменов. Он напомнил, что сто процентов акций Иркутского аэропорта в 2015 году были полностью переданы Иркутской области Росимуществом. Во исполнение указа президента было подписано соглашение между правительством Иркутской области и федеральным Агентством воздушного транспорта от 25 марта 2014 года. Соглашение предусматривает, что на развитие аэропорта Иркутска с 2014 по 2020 год должно быть направлено из внебюджетных источников 1 миллиард 107 миллионов 140 тысяч рублей. На сегодня профинансировано работ на 824 млн. (в том числе произведена реконструкция участка взлетно-посадочной полосы (500 метров) – на 325 млн.рублей). На 2017 год запланировано выделение 280 млн.рублей.
В марте 2017 года была зарегистрирована проектная компания «ИркутскАэроИнвест», задачами которой являются актуализация и разработка проекта реконструкции действующего аэропорта и проведения мероприятий по объединению сети малых аэропортов Иркутской области, сообщил Сулейменов.
Также он рассказал, какова ситуация по проекту строительства нового воздушного порта. Он напомнил, что 9 сентября 2008 года был подписан меморандум по реализации строительства нового аэропортового комплекса вблизи населенного пункта Поздняково. Однако этот старый проект нынешнему регправительству актуализировать не удалось: разработанная проектная документация федеральным ведомством была признана не соответствующей нормативно-техническим документам и результатам инженерных изысканий. Также отрицательный отзыв был дан и на сметную документацию.
Правительство Иркутской области и губернатор направили письма в Министерство обороны (ответ был нейтральным: возражений насчет строительства аэропорта не имеем), потом – в Министерство транспорта (с просьбой разъяснить позицию Минобороны). Федеральное Агентство Росавиации в итоге выдало отрицательный отзыв на планы построить новый аэропорт в Поздняково и предложило искать другой участок земли под этот проект.
Не сбылись надежды и на федеральную целевую программу «Развитие транспортной системы России на 2010-2020 годы» - ее реализация на сегодня приостановлена и получить по ней финансирование для аэропортов Иркутской области не представляется возможным, сообщил Артур Сулейменов. Письма председателя регправительства Александра Битарова и губернатора Сергея Левченко в адрес федеральных ведомств оставить аэропорты Иркутской области в федеральной программе, действия не возымели.
Также губернатор планирует направить письмо в адрес президента Владимира Путина о необходимости возобновления работ по строительству нового иркутского аэропорта. Это письмо пока проходит согласования в правительстве Иркутской области, сообщил министр.
Депутат Александр Балабанов поинтересовался стоимостью имущественного комплекса Иркутского аэропорта. Артур Сулейменов не смог ее назвать, сообщив, что по инициативе администрации аэропорта был объявлен конкурс на проведение независимой оценки рыночной стоимости имущественного комплекса, однако итоги конкурса были признаны недействительными. Вопрос завис.
Депутат Виктор Шопен спросил, что помешало выбрать другое место под аэропорт, ведь проект в Поздняково – довольно дорогой, там надо строить мост, тянуть инфраструктуру и т.д.
- Не знаю, что помешало. Было восемь вариантов размещения. Было предложение строить и в Усть-Орде, и в Поздняково. По этим позициям могу сказать, что выемка грунта в Усть-Орде – это порядка 8 миллионов кубометров, в Поздняково – более 23 млн. В общем, у нас на сегодняшний день нет выбранного участка, - признался министр.
Недоумение по поводу происходящего вокруг аэропорта выразила и вице-спикер ЗС Наталья Дикусарова:
- Когда речь идет о выделении бюджетных средств на какие-то объекты, мы требуем от муниципалитетов наличия проектно-сметной документации, положительного заключения экспертизы, наличия оформленной земли и т.д. И не удивительно, что федеральный центр того же требует от региона. Из доклада я поняла, что с определением земли под аэропорт остановились, проектно-сметная документация отсутствует, положительного заключения экспертизы нет. Что же делается? Я второй раз слушаю этот доклад, и все одно и то же. Не удивительно, что на нас смотрят несерьезно. Где земельный участок, где проектная документация? Пока мы играемся, развивается вторая тема. Я задала прямой вопрос губернатору по поводу того, что мы вылетаем из федеральной программы и не получим денег на реконструкцию аэропортовой сети… Вот эта игра с иркутским аэропортом – ладно, в нее можно продолжать играть. Но ведь денег лишаются и наши северные аэропорты. Мы столько времени и сил затратили на то, чтобы что-то сохранить, возродить… Если эти аэропорты не получат финансовой помощи сейчас, в дальнейшем это поставит крест на их существовании. Я не увидела дорожной карты действий. И скажите, кто конкретно в правительстве области курирует этот вопрос? Кто сейчас «держит руками» ситуацию, чтобы нас не лишили обещанных по ФЦП 23,5 млрд рублей. Потому что от этого зависит судьба всей аэропортовой системы Иркутской области.
Артур Сулейменов сообщил на это, что по постановлению правительства РФ финансирование по ФЦП «Развитие транспортной системы России (2010-2020 годы)» срезается не только Приангарью, но более чем 70 аэропортам России.
- Что касается наших северных аэропортов, они были исключены только по той причине, что после внесения их в федеральную целевую программу, со стороны региона не было ни одного рубля вложений. И вопрос был решен так: раз вам этого не надо – то и не надо, - сообщил министр.
Артур Сулейменов также сообщил, что в правительстве вопрос иркутского аэропорта курирует он и зампред правительства Иркутской области Руслан Болотов.
Депутат Владислав Буханов поинтересовался, зачем вообще потребовалось перемещать иркутский аэропорт: «Технико-экономического обоснования того, что у нас туманы и из-за них срываются международные рейсы – ни разу не видел».
Депутат Олег Кузнецов сравнил тему иркутского аэропорта с тем, что происходит вокруг Корпорации развития Иркутской области:
- Мы задаем вопросы, а ответов нет, и так раз за разом. Но бесконечно это длиться не может. Нужно же принимать какие-то меры. Земельного участка нет. Губернатор говорит, деньги есть – выясняется, что деньги по федеральной программе (23 млрд) заморожены. Кого водим за нос? Я думаю, нам, депутатам, надо включаться в этот процесс, потому что какие-то совсем темные дела идут. Говорим, что у нас инвесторы в очередь стоят, а участка даже нет...
Александр Балабанов выступил с предложением направить обращение в правительство РФ, чтобы федеральный Минтранс взял под свой контроль ситуацию с конкурсом на определение инвестора для иркутского аэропорта. Он процитировал ряд внутренних документов Минтранса, из которых следует, что там недовольны бездействием регправительства Приангарья:
- Есть масса внутренних документов Минтранса, которые реагируют на происходящее в Иркутской области. Я только два из них возьму. Это протокол совещания у Соколова от 21 сентября прошлого года. Там несколько пунктов, зачитаю некоторые. «Принять к сведению позицию Минтранса России о неисполнении Иркутской областью обязательств, предусмотренных соглашением о сотрудничестве относительно реконструкции действующего аэропорта города Иркутска и строительстве нового, и об отсутствии изменений в плане привлечения инвесторов с момента предыдущего доклада в июле». Дальше пункт: «Отметить информацию Минтранса России о невозможности начала реализации строительства нового аэропортового комплекса города Иркутска в рамках ФЦП «Развитие транспортной системы России» с 2017 года по причине отсутствия решений правительства Иркутской области о выборе земельного участка. А также ввиду отсутствия инвестора, готового участвовать в софинансировании проекта». Дальше: письмо Минтранса Дворковичу в конце октября прошлого года. По ФЦП. Мы, оказывается, потеряли не 23, а 43 миллиарда рублей. В этой программе звучит цифра 43 млрд 109 млн рублей, причем, из них 23 млрд – это бюджетные средства федеральной казны и 20 млрд – это внебюджетные средства того самого инвестора. Мы упорно работаем с одним инвестором, которого облюбовали, ну или он нас облюбовал. И в результате этого создается конфликт интересов. А где другие инвесторы? Мы слышим, что их появилось три или четыре. Но если нет ничего – ни выбранного земельного участка, ни конкурса – какие инвесторы могут прийти и серьезно обсуждать свое участие?
А самое главное: непонятно, почему мы собираемся вкладывать деньги в действующий аэропорт, ведь Минтранс пишет в своих документах, что главная цель – это строительство нового. Действующий будет работать только до сдачи нового – потом он должен быть ликвидирован. И когда сегодня этот облюбованный инвестор говорит, что построит новый терминал на старой территории, это говорит о том, что он идет абсолютно точно по домодедовской схеме – где частник подрядился помогать развивать этот аэропорт, и доразвивал до того, что его доля в три раза превысила долю государства. И сегодня по аэропорту Домодедово государство не имеет никакого слова и никакой возможности повлиять на ситуацию.
Балабанов призвал включиться в вопрос и направить от Законодательного собрания письмо председателю правительства РФ:
- Коль исполнительная власть области недееспособна по этому вопросу (ее несколько раз предупреждали, что есть риск потерять финансирование). Дорожная карта есть, но она не признана и отвергнута Минтрансом. Это будет продолжаться и дальше, если мы с вами будем просто взирать на происходящее. И мы дождемся, что федерация вернет аэропорт себе, потому что Иркутск не умеет и не знает, что с ним делать. Нужно волевое участие Заксобрания в этом процессе, чтобы Заксобрание и Минтранс обеспечили проведение конкурса, иначе нас будут, как тех карасей, за коряги заводить. И правильно коллеги из ЛДПР предлагают на площадке Заксобрания провести общественные слушания, хорошо бы с участием всех этих инвесторов, авиакомпаний, тогда мы будем понимать ситуацию.
Председатель комитета по госстроительству и местному самоуправлению ЗС Борис Алексеев предложил направить обращение в адрес губернатора и спросить его, как выполняется протокол совещания с Минтрансом. А также сформировать предложения о совместных действиях и направить их в адрес правительства РФ.
- Потому что иначе мы этот вопрос из темной комнаты не выведем. Тут нужна ясность – или мы уже потеряли, или еще теряем, третьего, наверное, не дано. Тут же рядом и судьба наших северных аэропортов решается, которые выпали из федеральной программы, - подчеркнул депутат.
Председатель комитета по собственности Ольга Носенко напомнила, что еще в марте ЗС приняло постановление, в котором предписывалось правительству области разработать дорожную карту по теме иркутского аэропорта, создать соответствующую рабочую группу и обеспечить прозрачность в этой теме. Но постановление остается невыполненным.
Депутат Дмитрий Ершов выступил от лица авторов депутатского запроса к губернатору и сообщил, что подготовлены предложения, согласованные с правовым управлением ЗС. Первое: комитету по собственности ЗС до 1 октября 2017 года в рамках рабочей группы провести обсуждение мероприятий по развитию аэропорта. И по итогам направить предложения правительству области. Второе: предложить регправительству представить в ЗС стратегию развития иркутского аэропорта.
Спикер ЗС Сергей Брилка также обозначил свою позицию:
- Мы сегодня напрямую спросили губернатора и получили ответ, что есть шесть инвесторов и проблем нет. Но когда мы слышим это, а потом министр говорит, что площадка не согласована, о чем мы речь ведем? Там появилась акционерная компания, которая сегодня куда-то использует прибыль аэропорта. Пять-шесть лет назад готовилась документация (на новый аэропорт в Поздняково - прим.ред.), за федеральные деньги и за счет прибыли аэропорта, и эта документация получила отрицательную оценку экспертизы. Вопрос: и куда ее теперь, эту документацию? И сейчас снова мы начинаем этот процесс … Это все стоит сотни миллионов!
В итоге депутаты проголосовали за решение направить обращение губернатору, на которое Сергей Левченко должен ответить в тридцатидневный срок. Предложение обратиться в правительство РФ с просьбой проконтролировать проведение конкурса по выбору инвестора для иркутского аэропорта принято не было – депутаты резонно рассудили, что в складывающейся ситуации это может подтолкнуть Минтранс к тому, чтобы вернуть иркутский аэропорт обратно - в федеральную собственность.
Новости Прибайкалья - в Вайбере. Только эксклюзив! Подписывайтесь!