Петра на царство?
Информационные агентства растрезвонили радостную весть – губернатор Иркутской области прибавил к списку почетных званий еще одно: избран вице-президентом Союза лесопромышленников и лесоэкспортеров России. За что? Есть за что: область прочно держит первое место в стране по вырубке леса.
Вообще-то, если разобраться, рановато его двинули в Союз. Хотя и рубят тайгу с остервенением, как будто до конца света осталась пара недель, былых масштабов все же не достигли. В рекордном 1988 году завалили аж то ли 42, то ли 43 миллиона кубиков леса (кто такую прорву может точно подсчитать). А нынче семечки – чуть больше 20 миллионов в год выкашивается.
Но если с экспортной стороны посмотреть, то, конечно, вицепрезиденство дали по праву. День и ночь шуруют составы в маньчжурском направлении. Пограничные станции не успевают перекидывать их на чужую сторону. Правда, как подсчитало железнодорожное ведомство, 54 процента ангарской сосны – лучшей в мире – вывозится в круглом виде. То есть бревном, по самым бросовым ценам. И ничьих глаз эти бревна не колют. Хотя новоиспеченный вице-президент не раз грозился пресечь такое безмозглое разбазаривание богатств области и перейти на "глубокую переработку". Но, видно, "разбазаривание" кому-то очень выгодно.
Знаете, сколько лесная держава теряет на лесном беспределе? Пятую часть всего экспорта – один миллиард рублей. Ежегодно. На поиски этого "черного" миллиарда брошены целые управления по борьбе с экономическими преступлениями. Ищут, рыщут – а найти не могут.
Правда, кое-что все же отлавливают. Недавно всем управлением напряглись, поднатужились и задержали в Иркутске... три машины с кругляком. Взяли водил за бока: откуда дровишки? Ну, те ясно: из леса вестимо, пахан какой-то там рубит, а нам вывозить.
До пахана, конечно, не доберутся. А если доберутся – откупится. Схема-то отработана. Хоть и есть в Уголовном кодексе ст. 260, грозящая пятилетней отсидкой за незаконную порубку "легких планеты", да она не больше, чем дань приличиям. "Они пугают, а нам не страшно".
Три машины задержали, а шуму-то, шуму. Моментально в СМИ: усилилась борьба с воруй-лесом, совершенствуется методика. Ага, так она и совершенствуется. Просто один вор поругался с другим и слил на него информацию органам.
Случай, господа, руководит всей нашей борьбой, а не система. Чтобы убедиться в этом, совсем необязательно забираться в глухую тайгу, ежится под суровыми взглядами лесных мафиози и ждать щедрую порцию свинца в спину. Достаточно сесть на электричку и доехать до Большого Луга.
Сразу же, за последними домами и начинается лесосека. Куда не глянешь: пеньки, пеньки, пеньки... Лес валят прямо у дороги, не утруждая свои ноги. Берут все подряд: сосну, лиственницу, березу, бросая тут же вершины и сучья. Вывозят открыто, днем, никого не таясь. А кого таится? Система есть – Шелеховское лестничество со штатом лесников – но система иллюзорная и пугливая. Забилась в конуру и глаз не кажет. А может и кажет, да получает откупного и молчит. Поди, нынче, разберись, кто на чем "бабки" варит.
И за посеченную тайгу горько, а за пригородный лес вдвойне. Он, как не крути, – единственная защита от "строек коммунизма", беспощадно травящих все живое и теплое. Поглядите в небо: дымы ИркАЗа как раз планируют на долину Большого Луга. Они, конечно, никого моментально не прикончат, но внедрят в генетический код какую-нибудь муть, которая отзовется на будущих поколениях, разрушит их сознание. И чем меньше зеленых крон, тем больше мути.
Да что там далеко заглядывать – уже сейчас в России с каждым годом становится все больше людей с психическими расстройствами. Как утверждает статистика, за семь последних лет число душевнобольных увеличилось вдвое. Иркутская область не исключение. Иного и ждать нельзя, когда бьют по человеку из всех орудий: промышленным смрадом, политическим бесстыдством, экономическим невежеством... Не каждый кумпол выдержит такой прессинг.
Сегодня самая престижная премия в России – имени Петра Великого. Премию-то придумали, а до уровня Петра все подняться не могут. Как бы он решил лесной вопрос? Очень просто: поднял бы таможенную пошлину на круглый лес (этими пошлинами он всю заморскую торговлю регулировал). И сразу бы, сам собой исчез весь воруй-лес. Потому что не-вы-год-но.
А пока выгодно, его никаким милицейским геройством не остановить.