Артур Скальский

© Иркутская торговая газета

ЭкономикаИркутск

2379

10.04.2003, 14:32

Сибирская нефть может потечь в гору

В мае российское правительство должно определиться с маршрутами трубопроводов на востоке страны. Таким образом, через месяц станет известно, будет ли построена нефтяная труба из Иркутской области в Китай.

По крайней мере, Михаил Ходорковский, глава НК ЮКОС, выступающей оператором проекта Ангарск-Дацин, еще на прошлой неделе на встрече с иркутским журналистами не смог с полной уверенностью сказать, что сибирская нефть попадет в КНР по предлагаемому его компанией нефтепроводу.

Конкурентом проекта ЮКОСа является труба Ангарск-Находка. Этот вариант был предложен год назад государственной компанией «Транснефть», единственным владельцем всех магистральных нефтепроводов на территории России. По задумке инициаторов, от Ангарска труба должна будет направиться вдоль ветки БАМа и далее на восток, до Находки, откуда нефть пойдет на экспорт в страны АТР и в США.

Вот краткие характеристики двух труб. Ангарск-Дацин: объемы поставок -- 30 млн. тонн ежегодно, протяженность -- 2,3 тыс. км (1,5 тыс. км по территории России), цена -- $2,8 млрд. Ангарск-Находка: объемы поставок -- 50 млн. тонн, протяженность -- 3,8 тыс. км, цена -- $4 млрд. Оба проекта предполагалось завершить в 2005 году. Главным аргументом в пользу экспорта нефти через Находку является емкость и динамичность рынка (в случае с проектом ЮКОСа есть всего один потребитель -- Китай).

В последнее время Япония активно отстаивает маршрут Ангарск-Находка, выражая намерение принять участие в финансировании его строительства. Между тем еще ни одна российская компания не взяла на себя обязательства по наполнению этой трубы. Проект получил откровенную поддержку лишь ОАО «Роснефть», основные запасы нефти которой сосредоточены, как ни странно, не в Сибири, а на Сахалинском шельфе, все на том же Дальнем Востоке.

Поставки континентальной (назовем ее так) нефти в страны АТР возможны лишь из Восточной Сибири. Экспорт на восток из нефтяной «житницы» -- Ханты-Мансийского автономного округа -- невозможен по причине дороговизны услуг все той же «Транснефти»: слишком велики расстояния для транспортировки. Но проблема в том, что в восточно-сибирском регионе пока нет 50 млн. гарантированных к поставкам на экспорт тонн нефти. Сейчас доказанные извлекаемые запасы нефти составляют 600 млн. тонн (большая часть приходится на месторождения ЮКОСа), что ограничивает поставки в объемах не более 30 млн. тонн нефти в год. Доразведка потребует и времени, и денег. Полное обследование Восточной Сибири на наличие нефти займет не менее 25 лет и будет стоить нефтяникам $8 млрд., отметил Михаил Ходорковский.

При этом глава ЮКОСа считает, что эти 25 лет, когда потребление нефти в мире будет расти, необходимо использовать для увеличения экспорта нефти, параллельно открывая новые месторождения. А через 40 лет спрос на нее начнет сокращаться. И не потому, что нефть будет исчерпываться: при нынешних темпах добычи уже разведанных в России запасов -- 20 млрд. тонн -- хватит на 80 лет эксплуатации, а ученые говорят о возможных запасах в объеме 80 млрд. тонн. Просто на смену нефти придут новые энергоносители -- например, термоядерные реакторы, подчеркнул Михаил Ходорковский. И здесь нельзя упускать момент. Одним словом, не надо жадничать и ужиматься в добыче нефти.

Подписание контракта на поставку сибирской нефти в Китай станет возможным лишь после того, как станет известно, в каком виде правительство приняло программу развития нефтегазового комплекса Восточной Сибири, где будут обозначены приоритетные направления трубопроводов. Между тем Михаил Ходорковский рассказал, что переговоры с китайской стороной не прекращаются. По его признанию, китайских товарищей, наряду с другими вопросами, интересует, как российское правительство может обсуждать вопрос о том, строить ли нефтепровод в Китай сегодня, когда межправительственными соглашениями еще позавчера были обозначены объемы поставок сырья?

Увеличение продаж нефти, безусловно, является вопросом государственной важности. Сегодня государство получает в пределах 40% стоимости каждой тонны проданной нефти. Поскольку внутренний спрос на нефть остается неизменным на протяжении продолжительного времени, ставка сделана на рост экспортных поставок. Но им препятствует плохо развитая транспортная система. Отказ от строительства трубопровода Ангарск-Дацин обойдется российскому бюджету в $1,5-2 млрд. в год, заявил Михаил Ходорковский.

Оппонентам, опасающимся, что Китай как монопотребитель будет нарушать договоренности по цене на получаемое сырье либо вовсе откажется покупать российскую нефть, глава ЮКОСа заявляет примерно следующее: в случае, если такое действительно произойдет, нефтяная проблема не станет для российской экономики чем-то глобальным. Нефть можно будет развернуть на запад -- на Ангарскую нефтехимическую компанию, Ачинский и Омский НПЗ. К тому же четыре российских компании, в числе которых и ЮКОС, предлагают построить еще один трубопровод в западном направлении, рассчитанный на экспорт 120 млн. тонн нефти, из Ханты-Мансийского округа до Мурманских портовых терминалов.

Анастасия ВАВИЛОВА, ТЕЛЕИНФОРМ

Артур Скальский

© Иркутская торговая газета

ЭкономикаИркутск

2379

10.04.2003, 14:32

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=6874

bytes: 5176 / 5153

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Аксенов Владимир

Ильичев Виктор

Пламеневский Владимир

Титков Антон

Гайдаров Гайдар

Шпетер Александр

Торопов Михаил

Гавриленко Дарья

Галяутдинов Ильдус

Скращук Владимир