Михаил Колотушкин

© Областная газета

Прибайкалье

2399

19.03.2008, 13:32

Темный лес

Что противопоставят нелегальному экспорту древесины таможенники СФО?

Над декриминализацией лесной отрасли – задачей, получив-шей в последние годы общенациональное значение, – бьются многие государственные органы, в том числе Федеральная таможенная служба (ФТС). Пока таможенники вынуждены признавать: несмотря на регулярное повышение вывозных пошлин на необработанную древесину, экспорт «кругляка» продолжает расти – и это по-прежнему широкое поле для всевозможных махинаций: занижения объемов перевозимого леса, пересортицы и т. д. Как добиться от участников внешнеэкономической деятельности (ВЭД) максимальной достоверности грузовых таможенных деклараций? Семинар по этой проблеме провели сотрудники Иркутской таможни, собрав коллег со всего Сибирского федерального округа.

Дискуссионная площадка по проблеме экспорта неучтенного леса разместилась именно в Иркутске отнюдь не случайно. В зоне деятельности Иркутской таможни традиционно самые высокие объемы экспорта лесоматериалов – в 2007 году они составили 25,5% от общего количества, отгруженного в СФО. К тому же, на нашей территории реализуется эксперимент по борьбе с преступными посягательствами в лесной сфере – вводится электронная система поштучного учета при экспорте лесоматериалов. В семинаре приняли участие руководители таможенных постов Иркутской, Алтайской, Братской, Красноярской, Читинской и Забайкальской таможен – все те, кто непосредственно участвуют в оформлении такого сложного для учета объекта экспорта, как лес.

Корень всех бед заключается в том, что цену лесоматериала, а соответственно и размер таможенной пошлины, трудно измерить – в отличие от других видов товаров этот не продают ни поштучно, ни на вес. И, как заметил начальник Нижнеудинского таможенного поста Павел Циркунов, специфика измерений настолько сложна, что даже контролирующие органы не всегда в состоянии проверить без погрешности точность перевозимых объемов.

– Проблема измерений состоит в том, что кроме объема необходимо оценивать и другие параметры лесоматериала. Например, на стоимость пиломатериала кроме кубатуры влияют степень обработки – обрезная или необрезная доска; порода древесины – сосна, лиственница; сортность – количество сучков, пороков, длина и прочее. На измерения влияет даже способ укладки лесоматериалов на транспортном средстве. К тому же учет древесины по трем существующим категориям – деловая, полуделовая и дровяная – при незначительной разнице в стоимостных показателях на корню позволяет экспортерам легко получать сверхприбыли в обход государственной казны, избегая таможенных платежей за высококачественный российский лес. Ведь, как правило, лес экспортируется без сортировки, общим валом. Это позволяет нашим зарубежным партнерам получать дополнительную выгоду, когда товар уже пересек границу РФ.

При этом специалисты отмечают, что многочисленные нормы, регулирующие качество производимых лесоматериалов, устанавливались профильными институтами северо-западных территорий России, и они неприменимы для сибирского региона. Даже внутри Сибирского федерального округа лес значительно отличается в зависимости от места произрастания – для Забайкалья и Алтайского края характерны кривые, небольшого диаметра стволы с большим сбегом, в то время как прямая, подобно карандашу, ангарская сосна считается эталоном. Только об одной из проблем, связанных с таким несоответствием, рассказал главный государственный таможенный инспектор регионального филиала Центрального экспертно-криминалистического управления Алексей Карасов:

– Как известно, железная дорога мерит перевозимый лес тоннами, а таможня – метрами кубическими, соответственно, для дороги важно, чтобы в одном вагоне был зафиксирован максимальный вес, а для нас – объем. До сих пор железная дорога пользуется таким переводным коэффициентом, который для сосны применим, если влажность древесины будет составлять 185% – то есть в предельно тяжелом состоянии. Во что это выливается? Дорога заявляет предельно допустимый вес вагона леса – 63 тонны, который, по их нормам, должен давать не более 72 кубометров, что с великой радостью подтверждает участник ВЭД, заполняя грузовую таможенную декларацию. На самом же деле 63 тонны нашего леса дают более 90 кубометров объема, а некоторые виртуозы – таким китайцы охотно приплачивают сверху – умудряются уложить в один вагон до 100 кубометров. Наверное, при строительстве бань с такой тщательностью бревна не подгоняют, как при загрузке вагона на экспорт!

С каждым таким вагоном, уверен Алексей Карасов, государство недополучает огромные средства в виде таможенных пошлин. И откуда берутся эти неучтенные излишки, догадаться не трудно – значит, древесина куплена за наличные у криминальных лесорубов. Таможня не должна, да и не может «раскатывать» каждый вагон, идущий за границу, по бревнышку, чтобы удостовериться в честном указании всех данных в декларации участником ВЭД. На это у нее просто не хватит времени – ФТС перешла на новые международные стандарты, и срок оформления экспортируемого товара сократился с десяти суток до одного дня. Настал черед экспортеров становиться цивилизованными участниками ВЭД.

– Сегодня лесная сфера очень криминализирована, – подчеркнул начальник иркутской таможни Сергей Поляков. – Объем добытого в Иркутской области и вывезенного за пределы России леса на миллионы кубометров превышает тот, что был заготовлен легально. Безусловно, в отрасли нужно наводить порядок, при этом таможня не должна являться тормозом для внешнеэкономической деятельности региона – как говорится, держать и не пущать, ведь с ростом объемов экспорта растут таможенные сборы, доход государства. Выход один: добиваться от экспортеров достоверного декларирования грузов. Путем убеждения, предоставления преференций тем участникам ВЭД, которые заслуживают нашего доверия.

Своего рода индульгенцией для «белых» лесоэкспортеров является так называемая временная периодическая декларация. Суть в том, что участник ВЭД оформляет в таможне не конкретные вагоны с лесом, а общий объем, который планирует поставить за границу в течение определенного времени. Главным образом, он выигрывает время: можно грузить лес в выходные и праздничные дни, когда таможня не работает, – соответственно, экономя на железнодорожном тарифе. Такой упрощенный порядок доступен далеко не каждому – лишь тем предприятиям, которые используют электронную систему поштучного учета лесоматериалов, его количественных и качественных показателей – так называемое биркование. Бирка – это своего рода чип, на который можно записать характеристики и всю «историю» бревна от деляны до границы. О ходе этого беспрецедентного эксперимента, который проводится при содействии администрации Иркутской области в зоне действия Иркутской таможни, рассказал начальник Иркутского таможенного поста Андрей Новосельцев:

– В течение 2006–2007 годов наблюдалась тенденция постепенного увеличения количества грузовых таможенных деклараций, оформленных с применением электронного поштучного учета круглых лесоматериалов – со 171 до 265. При этом объем вывозимых лесоматериалов увеличился в 2,7 раза и составил 218 тыс. кубометров. Однако на сегодня идет стойкий отказ от него участников ВЭД: сначала их было 16, сейчас – три.

Cкепсис предпринимателей связан с тем, что маркировка бревен специальными бирками отнимает время, а также требует затрат на вспомогательное оборудование, программное обеспечение и обучение персонала. Кроме того, возникают проблемы при эксплуатации импортных приборов – при минусовых температурах сканеры просто не работают, дополнительные сложности связаны и с длительным ожиданием поступления заказанных бирок, так как производятся они только в Австрии. А главная несправедливость, по мнению участников эксперимента, заключается в том, что их конкуренты, не применяющие биркование, имеют больше шансов обмануть государство…

Однако, вероятнее всего, важную роль в отказе от биркования играют меры, предпринимаемые правительством по сокращению вывоза круглого леса за рубеж – поэтапное повышение ставок вывозных пошлин на необработанную древесину. Так, уже с 1 апреля 2008 года вывозная пошлина достигнет 25% от таможенной стоимости «кругляка» за кубометр, а с начала 2009 года – уже 80%.

– Дальнейшее расширение системы поштучного электронного учета древесины возможно, на мой взгляд, лишь в том случае, если решение о ее внедрении при экс-порте лесоматериала будет принято в законодательном порядке на федеральном либо региональном уровне для объективного учета и контроля заготавливаемых лесоматериалов непосредственно на месте вырубки, – считает Андрей Новосельцев.

Один из организаторов семинара – начальник отдела координации и применения системы управления рисков Сибирского таможенного управления Андрей Шишков уверен: несмотря ни на что, к маркированию бревен бирками рано или поздно придут все регионы:

– Иркутская таможня опробовала новый метод, «набила шишки», увидела недостатки. По мере их устранения будет готовиться документ, предписывающий повсеместное использование такой формы учета леса. По сути это усовершенствованная система складского учета. К бирке, которая имеет индивидуальный номер и штрих-код, можно прикреплять не только параметры бревна, но также дополнительную информацию, которой смогут пользоваться администрация, правоохранительные органы: номер лесорубочного билета, сведения о цене, уплаченных внутренних налогах и прочее.

Познакомившись с методом электронного учета на одном из иркутских предприятий, руководители таможенных постов Сибирского федерального округа обязались распространять опыт иркутян у себя на местах. Пока силой убеждения.

Михаил Колотушкин

© Областная газета

Прибайкалье

2399

19.03.2008, 13:32

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=44213

bytes: 9558 / 9558

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте

Связаться с редакцией Бабра:
[email protected]

Другие статьи в рубрике "Прибайкалье" (Братск)

Мост через Ангару, какой он будет?

В конце марта в новостных лентах Иркутской области прошла информация о том, что вопрос о строительстве моста через Ангару в городе Братске планируется вынести на рассмотрение Правительства Российской Федерации.

Андрей Антоненков

Прибайкалье

12757

10.04.2015

Лица Сибири

Фаразутдинов Радик

Абрамович Дмитрий

Истомин Геннадий

Иванов Андрей

Матвийчук Виталий

Абушеев Виктор

Слепнев Борис

Хоменко Валерий

Лебедь Владислав

Белых Леонид