Игорь Сизых
МК в Приангарье

© Babr24.news

ИркутскИркутск

3901

28.02.2008, 13:26

Полный цирк с Иркутским цирком

Директор Иркутского цирка Борис Григоренко намеренно создаёт в трудовом коллективе такие условия, при которых работникам цирка остаётся только один выход – писать заявления об уходе по собственному желанию.

«Перестройщик» циркового масштаба

В Иркутск Борис Борисович переехал в конце 2005 года со Ставрополья, где на протяжении ряда лет также руководил цирком в краевом центре. Назначение в наш город стало следствием постоянных жалоб ставропольских циркачей в дирекцию Росгосцирка на проводимую директором политику. То, с чем в последние два с небольшим года столкнулись иркутские работники манежа, их кубанским коллегам было знакомо уже давно – систематические задержки выдачи зарплаты и создание невыносимых условий для нормальной работы творческого коллектив. Когда же, после перевода в Иркутск, Григоренко и здесь принялся за старое, иркутяне позвонили коллегам в Ставрополь, в результате чего узнали о своём новом директоре весьма много интересного, в частности, о том, что краевой прокуратурой в отношении Григоренко проводилось следствие по ряду статей, связанных с превышением должностных полномочий и финансовыми махинациями, что в результате директорских интриг дирижер Ставропольского цирка слёг в результате инсульта, от которого полностью не отправился до сих пор. «Если бы Запашный вовремя не перевёл Григоренко к вам, - сказали иркутским циркачам на другом конце провода, - то в Ставрополе он бы уже оказался под судом и сидел в тюрьме!»

Действительно, Борису Григоренко оказывает протекцию Генеральный директор Росгосцирка Мстислав Запашный – личность, пользующаяся в цирковой среде неоднозначной репутацией. Так, российские «зелёные» и защитники прав животных неоднократно пытались привлечь Запашного к ответственности за негуманные методы дрессировки. По всей видимости, дрессировка хищников наложила на характер человека свой отпечаток, и руководство государственным предприятием он принялся выстраивать по той же схеме, по какой раньше работал в вольере. Но люди – не тигры, они предпочитают выстраивать трудовые отношение в соответствии с Трудовым Кодексом и другими нормативными актами.

Зачем оркестру дирижёр?

Евгений Викторович Поздняков дирижировал оркестром Иркутского цирка более 20 лет, до этого – ещё будучи студентом Иркутского музыкального училища, а потом ещё несколько лет после его окончания, играл здесь музыкантом. За эти годы сложился коллектив профессионалов, входивший в десятку лучших цирковых оркестров по стране, а этого, поверьте, очень непросто добиться – не всякий оркестрант может играть в цирковом оркестре. Здесь, например, необходимо два барабанщика – один работает с оркестром, а другой следит за действием на арене, чтобы в нужный момент «усилить» эмоциональную окраску номера дробью тарелок или ударом в большой барабан – подобных нюансов в работе цирковых музыкантов немало. За годы работы в Иркутском цирке его дирижёр Евгений Поздняков не только создал коллектив профессионалов, но и установил прочные рабочие контакты с композиторами из разных городов России, специально создающих музыкальные композиции для цирка.

- Я просто понял, что больше не могу работать в таких условиях, когда обнаруживается, что перед спектаклем у меня пропадает нотная партитура для половины номеров – выручало только то, что опыт работы за пультом всё-таки, немалый. До назначения Григоренко на должность директора, такого в цирке никогда не случалось, - рассказал он. - А после того, как наши созвонились со ставропольскими коллегами, вдруг выясняется, что при Григоренко там были точно такие же случаи, когда у дирижера вдруг исчезали ноты перед самым спектаклем. А когда я пытался объяснить Борису Борисовичу, что нельзя увольнять из оркестра первый саксофон – это же первый саксофон, он ведёт всю партию! - или, что в цирковом оркестре обязаны быть именно два ударника на двух барабанных установках – один ударник просто физически не может работать и с оркестром и с манежем, - то в ответ вдруг услышал: «Да бросьте вы эти свои выдумки!». Извините, но в этой ситуации я понял, что совершенно не желаю, чтобы меня доводили до больничной койки, как моего ставропольского коллегу. А когда я намекнул директору на то, что готов подать заявление об уходе, он едва мог скрыть свою радость. Сейчас об этом просто не хочется вспоминать…

Евгения Викторовича понять можно – трудно работать в условиях, когда руководство тебя «выдавливает», особенно, если при этом тебе платят совершенно «смешную» зарплату в 7000 рублей, в то время, как заработок дирижёра, скажем, в Иркутском музыкальном театре выше в 4–5 раз. У музыкантов условия ещё хуже – до сих пор, в оркестре Иркутского цирка зарплата музыканта составляет всего (!) пять с половиной тысяч – и это не смотря на то, только за последнее время размер оплаты труда по стране увеличивался трижды. Я не из тех, кто любит считать деньги в чужом кармане, но когда узнал, что официальная зарплата директора иркутского цирка сегодня превышает 100 тысяч рублей, и, сопоставив её с теми грошами, которые с задержками выплачиваются рядовым сотрудникам цирка, испытал небольшой шок…

Утюг, который умеет гладить сам

С оплатой труда в Иркутском цирке, простите за каламбур, полный цирк. Но смеяться, почему-то, не хочется – если для большинства российских граждан долги и несвоевременные выплаты по зарплате стали уже частью истории, то на иркутском манеже до сих пор – 1994 год. Задержка зарплаты здесь – в порядке вещей; предыдущий директор цирка, господин Петров, был вынужден уйти со своего поста, так как не мог погасить долг по зарплате в размере 3 миллионов рублей – при нынешнем руководстве эта сумма за три года выросла до 18 миллионов. Согласно Уставу предприятия, в случае вынужденного простоя цирковые артисты и технический персонал должны получать 60% от суммы своих окладов, но и эти выплаты не производятся. Господин Григоренко ищет любой предлог, чтобы не выплачивать деньги сотрудникам – отказываясь оплачивать репетиционное время, ссылается на инспектора манежа, который, якобы, вовремя не подал документы; точно таким же образом, «пропадают» документы, обязывающие выплачивать деньги актёрам за совмещения и за звания.

Вообще, вопрос о документации здесь лучше не поднимать – себе дороже обойдётся. Так, в последние годы «куда–то исчезло» штатное расписание, что дало Борису Борисовичу уникальный шанс перевести весь трудовой коллектив на договорную основу, сократив штат учреждения до трёх единиц. А договор – штука хитрая: не нравится у нас – скатертью дорога, вас никто не держит! Сделать же так, чтобы «не понравилось», директор умеет – чего стоит, например история с «волшебным утюгом, который гладит сам»?! Больше года цирковые костюмерши просили, чтобы дирекция купила новый утюг, взамен сгоревшего. Сущая мелочь, казалось бы, но эти просьбы старательно игнорировались. Когда же женщины написали заявление об уходе, в цирковой костюмерной вдруг… появился новенький утюжок – надо полагать, эта чудо-модель, которая может выполнять всю работу без участия человека. Впрочем, в нашем цирке возможны и не такие чудеса!

«Суд да дело…»

22 июля 2006 года вышло Постановление Правительства РФ 3453 «О Российской государственной цирковой компании», согласно которому государственное унитарное предприятие «РГЦК», в которое входит и Иркутский цирк, и которому принадлежит весь комплекс цирковых зданий – более 800 кв. м. – подлежит реорганизации в Федеральное госпредприятие. Иными словами, меняется юридическая форма, старое предприятие ликвидируется, на его месте создаётся новое. В таких случаях обычным делом становится написание сотрудниками заявления об уходе со старого места работы, и другого заявления – о приёме на работу во вновь создающееся предприятие. Казалось бы, пустая формальность – именно таким путём произошло увольнение со следующим приёмом на работу почти во всех цирках России. Но только не в Иркутске. Для Григоренко постановление правительства стало настоящим подарком – потребовав от сотрудников написать заявления об уходе со старого места, он… отказался принять сотрудников в новое предприятие, в результате чего, с 18 декабря без работы осталось более 100 человек, много лет проработавших в иркутском цирке.

Теперь распоряжением директора, неугодных ему бывших сотрудников в цирковое здание не пускает охрана, а сам Борис Борисович в декабрьском номере газеты «Пятница» сообщил, что в начале 2008 года «… часть уволенных сотрудников будет вновь принята обратно на работу. Но только те из них, кто готов работать с полной отдачей, а не тратить время на дрязги…» 2008 год наступил, но люди до сих пор не восстановлены на работе, и им не остаётся ничего, кроме как «тратить время на дрязги», пытаясь отстоять своё право на труд через суд.

И ещё одна интересная деталь: политику выдавливания людей с работы Григоренко начал ещё до постановления правительства о реорганизации, и первыми жертвами этой политики стали главный администратор Екатерина Осокина, заместитель директора по общим вопросам Альбина Шейченко и зам. по гостиничному комплексу Вера Нечаева – то есть, именно те люди, кто в силу своих должностных обязанностей мог контролировать финансовую деятельность предприятия. Потом дошла очередь и до главного ветеринара, дирижера и других… Правда, Борис Борисович утверждает, что с его приходом из цирка были уволены, в первую очередь, «Алкоголики–тунеядцы», но, честно говоря, не очень понятно в таком случае, как иркутский цирк вообще существовал до прихода сюда Григоренко…

Сейчас весь комплекс цирковых построек находится на балансе Государственной цирковой компании – областное и городское управления культуры отказались принять на свой баланс иркутский цирк… Какова будет дальнейшая судьба здания в этом случае, тоже несложно предугадать: огромное помещение в самом центре города – очень лакомый кусочек как для потенциальных покупателей, так и для арендаторов. Причём, в последнем случае, формально, цирк в Иркутске будет продолжать существовать – раз в месяц Борис Борисович будет приглашать сюда на гастроли иногородние и иностранные труппы (например, из соседнего Китая), всё же остальное время, видимо, будет регулярно взимать арендную плату «на поддержание в городе очага культуры». Судьба иркутских же цирковых артистов и технического персонала цирка директора интересует мало: «Не нравится у нас – идите, куда хотите!». Работники цирка и пошли – в суд, благо, до здания суда от цирка – только площадь перейти. Сегодня в судебном рассмотрении находятся 80 (!) исковых заявлений от членов трудового коллектива к администрации.

Игорь Сизых
МК в Приангарье

© Babr24.news

ИркутскИркутск

3901

28.02.2008, 13:26

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=43694

bytes: 10504 / 10476

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Величко Александр

Агапитова Анна

Тугаринова Ирина

Натаров Сергей

Мазитов Вадим

Алешин Евгений

Федорова Елена

Михалков Никита

Гущин Иван

Новоселов Владимир