Светлана Бурдинская

© Babr24.com

ЭкологияИркутск

20188

17.09.2007, 11:29

Поселок Большие Коты рискует превратиться в еще одну помойку на Байкале

Путин пригласил Буша в Россию порыбачить, благо география позволяет – хоть на Дальний Восток, хоть на русский Север, хоть на Байкал. А несколькими днями раньше, проявив чудеса телепатии, власти Иркутской области рассказали широким народным массам о проекте строительства на Славном море резиденции для главы государства.

Мол, по сию сторону Уральских гор нет достойного места, в котором бы президент на лоне природы встречался с себе подобными, в том числе, и с лидерами азиатских стран. Наши власти хотят обрадовать Владимира Путина на ближайшем Кубанском экономическом форуме. Ожидается, что после этого инвесторы выстроятся в очередь.

Задумки отличные. Но как они отразятся на Байкале и местных жителях? О том, что в Черной пади будут строить дачу для президента, все нынешнее лето напропалую судачили в поселке Большие Коты, который расположен всего в трех километрах от пади. Между ними и дорога есть вполне нормальная – практически любая машина проедет. А вот между Листвянкой и Черной падью такой дороги нет; туристы добираются пешком по так называемой экологической тропе (она в основном, идет по-над Байкалом, есть на пути и прижимы), на конях и внедорожниках можно не без труда проехать по просеке, вырубленной для ЛЭП. Массовый турист прибывает в Большие Коты по воде – на «Ракетах» и «Баргузинах».

Жители поселка озабочены строительством не дачи, а дороги. «Казакова (мэр Листвянки. – Авт.), слышь, хочет пробить дорогу, понаедут тут всякие…» - сказал мне один местный житель. Сейчас Большие Коты – относительно заповедное, тихое место. А если учесть, что от Иркутска – всего полтора часа езды по воде, а от Листвянки – полчаса, то цены ему вообще нет. Местных жителей осталось не очень много, а в сезон приезжают горожане, купившие или построившие здесь дома, туристы дикие и организованные, студенты биолого-почвенного факультета ИГУ (в БК с незапамятных времен располагается биостанция). Построено здесь несколько частных пансионатов и турбаз, можно культурно отдохнуть от 180 рублей до 700 в сут./чел. Даже некий перебор наблюдается – полностью все туристические койки бывают заполнены лишь в июльские и августовские выходные дни: людской поток органичен возможностями пароходства. По БК бегают дети, неспешно бродят лошади и куры, изредка проезжает какой-нибудь мотороллер. Воздух такой, что его можно упаковывать в коробки и продавать жителям мегаполиса в качестве товара первой необходимости.

Исключительно водный доступ имеет и негативные стороны. Например, в поселке нет ни одного нормального магазина. Местное сельпо закрылось во время оно, уже и крыльцо здания покосилось. Частные лавочки представляют собой железные киоски (о которых давно забыли жители Иркутска) либо располагаются в жилых домах, в обоих случаях покупатели толкутся на улице около окошечек. Ассортимент аховый: пиво-водка, сигареты, презервативы, чипсы, семечки, консервы. Редко-редко бывает копчено-резиновая колбаса, долгоиграющее молоко в тетрапаках, бледное заводское яйцо. Местные жители продают свою картошку, кое-какую зелень, пекут пирожки, иногда хлеб. На всю деревню – три коровы, так что молока удается купить не всегда и не всем. Свежее мясо, курицу (не говоря уж о сыре, например) – не достать. Все нужно везти с собой.

Что будет с Большими Котами, если туда пробьют автомобильную дорогу? Поселок превратится в окраину Листвянки. Застроят его нелепыми громоздкими особняками, природу в округе вытопчут, завалят мусором. Цены на турбазах взлетят вверх, участки земли (и так недешевые) станут золотыми. Ласковых, ручных лошадей заменят стада железных коней. Станут Большие Коты не местом отдыха, а очередной смотровой площадкой для иностранных туристов. «Если сюда пробьют дорогу, я перестану приезжать с детьми на лето. Их же потом не выпустишь на улицу», - жаловалась мне знакомая Ольга, которая уже пятый год подряд приезжает сюда с двумя сыновьями. «Чуток подожду, пока цены взлетят, и продам дом», - категорично заявил другой знакомый, который в БК отдыхает душой от шумной деловой жизни. Я тоже не захочу сюда больше наведываться – не люблю жить на помойке и в толчее.

Я, наверное, подхожу к вопросу субъективно и эгоистично. Автомобильная дорога – все-таки цивилизация со всеми вытекающими благами для местных жителей. А то после официального окончания навигации, когда начинаются на Байкале осенние шторма, и до той поры, когда встанет прочный лед, до Листвянки и обратно можно добраться только с оказией. В межсезонье люди живут здесь как на необитаемом острове, порой без хлеба. Но уж очень мне нравятся Большие Коты, их тихость, заповедность и относительная чистота, уж очень мне не хочется, чтобы загадили поселок, как это массово сейчас происходит в других местах Байкала.

…К слову о президентской даче. В этих местах особо и не порыбачишь: большой Байкал, суровый климат, нет мелких теплых заливчиков, не зря омулек стоит здесь дороже, чем в Листвянке, потому как добывается порой ценой жизни – почти каждый год в здешних водах гибнут рыбаки. Вариант ловли рыбы как в кинофильме «Бриллиантовая рука» тоже не пройдет: в прозрачной байкальской воде водолаза с сигом наперевес заметит и слепой. И теплится у меня надежда: может, Путин все-таки не обрадуется?

Светлана Бурдинская

© Babr24.com

ЭкологияИркутск

20188

17.09.2007, 11:29

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=39903

bytes: 5200 / 5200

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Светлана Бурдинская.

Другие статьи в рубрике "Экология" (Иркутск)

Мусорный кризис в Тайшете: как избежать штрафов и решить проблему?

Ситуация с вывозом твердых коммунальных отходов в Тайшете вызывает серьезное беспокойство. Город столкнулся с мусорным кризисом, который длится уже несколько месяцев. Главной причиной стал конфликт между администрацией города и региональным оператором, занимающимся вывозом отходов.

Анна Моль

ЭкологияЖКХИркутск

1992

22.11.2024

2,5 миллиарда на паузе: что мешает ликвидировать накопленный вред?

Сохранение окружающей среды требует не только строгого контроля, но и значительных финансовых вложений. Для реализации природоохранных мероприятий, особенно связанных с ликвидацией объектов накопленного экологического вреда, часто требуется перераспределение бюджетных средств.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

2615

22.11.2024

Чёрные лесорубы побеждают: что происходит в лесах Иркутской области

Незаконные вырубки лесов стали настоящим бичом для Иркутской области. И в этом контексте власти не устают рапортовать об успехах в лесовосстановлении.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

5958

20.11.2024

Промышленный вылов омуля: есть ли будущее у Байкала?

Снова разговоры о промышленном вылове омуля. Чиновники заявляют, что перспективы хорошие, осталось только организовать рыбопромысловые участки. Но, честно говоря, это звучит как издевательство. Омуль, главная рыба Байкала, и так на грани выживания.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Бурятия Байкал

6399

18.11.2024

Ртуть в 100 раз выше нормы: Усольехимпром – долгострой экологической катастрофы

Когда-то «Усольехимпром» был флагманом химической промышленности, а сегодня его токсичное наследие стало символом бесконечного потока обещаний, растущих бюджетов и коррупции. Прошло более 30 лет с тех пор, как этот гигант превратился в одну из самых опасных экологических зон России.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск

9055

14.11.2024

Ущерб природе Саган-Хушуна: «Заповедное Прибайкалье» продолжает игнорировать экологию

На Ольхоне разгорелся конфликт вокруг строительства подвесных мостов на мысе Саган-Хушун. Этот священный для местных жителей объект оказался в центре противостояния между защитниками природы и культурного наследия и инициаторами проекта.

Анна Моль

ЭкологияТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

16695

13.11.2024

Росатом и БЦБК: когда освоение бюджета важнее экологии

Байкальск когда-то символизировал торжество промышленного прогресса над природными ограничениями. Но сегодня он – яркий пример того, как попытка извлечь выгоду любой ценой может обернуться экологической и социальной катастрофой.

Анна Моль

ЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

8258

12.11.2024

«Не дышится!» – иркутяне снова жалуются на едкие выбросы в Первомайском районе

В Иркутске жители Первомайского вновь обеспокоены проблемой загрязнения воздуха. 1 ноября 2024 года горожане сообщили о неприятных запахах и едких выбросах, которые буквально повисли в воздухе над районом.

Анна Моль

ЭкологияИркутск

11079

05.11.2024

Круглов и люди: объясните разницу, господа налоговые эксперты!

Конечно, трудно судить о налоговой системе, не будучи профессионалом в этой области. Но думается, не будет ошибкой утверждать, про процветающее предприятие должно вносить ощутимый вклад в благополучие территории, на которой оно действует.

Георгий Булычев

ЭкологияЭкономика и бизнесОбществоИркутск

11561

29.10.2024

Сосновый лес в Тайшете под угрозой: кто виноват?

В Тайшете на лицо одна из самых досадных и шокирующих ситуаций. Сосновый лес на выезде в сторону посёлка Сельхоз-10 превращается в свалку. Место, которое когда-то было оазисом свежего воздуха и уединения, теперь завалено мусором.

Анна Моль

ЭкологияОбществоИркутск

9191

28.10.2024

Эн+ собрал 186 тонн мусора: волонтеры очистили Россию в рамках акции «360»

Российский энерго-металлургический холдинг Эн+ в 14-й раз провел волонтерскую акцию «360». С мая более 5 тысяч волонтеров из различных регионов России, от Нижнего Новгорода до Забайкалья, собрали свыше 186 тонн мусора.

Ярослава Грин

ЭкологияИркутск Россия

11684

25.10.2024

Год Байкала: слова или дела? Проблемы экологии

Иркутская область на слуху не только благодаря своей живописной природе, но и тому, что Байкал продолжает оставаться под угрозой экологической катастрофы.

Анна Моль

ЭкологияТуризмПолитикаИркутск Байкал

11805

24.10.2024

Лица Сибири

Пономарёв Алексей

Дроков Евгений

Кушнарев Анатолий

Серебряков Иван

Николаев Максим

Меринов Николай

Козубов Михаил

Лазебный Вадим

Маценко Дмитрий

Анкерт Шарлотта