Лошади-аристократы
Про тех, кто добился успеха, говорят: «Он на коне». Сегодня это выражение приняло буквальный смысл. Собственная лошадь — пропуск в мир новых аристократов. Членство в конно-спортивном клубе — признак респектабельности. А одна лошадиная сила в конюшне — лучше, чем двести под капотом. Причём лошади-аристократы есть не только в элитных клубах Европы, но и в Иркутске.
Орловская порода названа именем героя Чесменской битвы графа А.Г. Орлова. При выведении орловской рысистой породы были использованы лошади датские, голландские, мекленбургские, неаполитанские, обладавшие крупным ростом и рысистыми движениями. Из истории именитых владельцев орловских рысаков — князья Голицын, Щербатов, Долгоруков, Вяземский, Черкасский, герцог Лейхтенбергский, графы Воронцов-Дашков, Шереметев, Сологуб.
На Иркутском ипподроме орловских рысаков держит директор одной из иркутских фирм Александр Таракановский. На вопрос, почему орловцев, он отвечает: «Кого же ещё? Эти лошади — гордость России. Поэтому мы должны поддерживать и развивать эту породу». Своего первого купленного жеребца иркутянин назвал Капризом. Сейчас у него около ста лошадей. Одна часть из них стоит в Иркутске, вторая — на московском ипподроме. Надо сказать, что московский ипподром — это самое знаменитое место русского бомонда. Приезжают сюда звёзды, политики, бизнесмены и даже президент. Здесь стоит конь Вадик, подаренный Владимиру Путину на тысячелетие Казани, и два коня, презентованные президентом Пакистана Первезом Мушаррафом. Одному Богу известно, какие политические беседы вели здесь власть имущие под лошадиное ржание и цокот копыт.
Бомонд собирается на ипподроме
Кстати, на московском ипподроме Александр Таракановский познакомился с председателем Российского фонда культуры Никитой Михалковым. Оказывается, Михалков, так же как иркутянин, держит орловских рысаков. Это нашего бизнесмена и сблизило с великим режиссёром. А Ксения Собчак на московском ипподроме занимается конкуром и выездкой. Частенько на московском ипподроме, по словам нашего бизнесмена, бывают министр по чрезвычайным ситуациям, генерал армии Сергей Шойгу и мэр Москвы Юрий Лужков.
Есть в Москве и элитный конно-спортивный клуб, в который также входит Александр Таракановский. Только бывает он там редко, так как не любит посещать светские вечеринки.
— У меня другие цели, — говорит бизнесмен. Я хочу вырастить чемпиона, для начала — России, а потом — мира.
Жеребёнок из пробирки
Впрочем, лошади Александра Таракановского уже чемпионы. Они входят в десятку лучших лошадей московского ипподрома. На иркутском же ипподроме у него также стоят рекордсмены России лошади Карида и Компания. Кроме того, здесь у него стоит англо-арабский жеребец. Кстати, это одна из самых древних пород лошадей. Арабская лошадь появилась в VII веке. Также у коневладельца в Иркутске есть американский скакун Фиалка. Фиалка — «жеребёнок из пробирки». Семя её отца, американского скакуна Киллера-Ганновера, привезли в жидком азоте из Москвы. С Фиалкой ипподром связывает большие надежды: первые жеребята, рождённые в России от Ганновера, показали на скачках лучшие результаты по резвости.
Представителями элитных пород являются также и русско-рысистые лошади. Эту породу вывели в результате скрещивания орловских рысаков и американских скакунов. Русские рысаки, сохранив в большинстве случаев крупные размеры и сложение орловцев, стали заметно резвее их. В Иркутске их разведением занимается Юрий Вахрин. Своих лошадей он держит в частной конюшне на ипподроме. Здесь находится и любимица коневода — чалая кобыла Каховка. Взял её иркутянин, когда она была совсем маленьким жеребёнком.
— Каховка даже на ногах не могла стоять, у неё были ослабленные суставы, — вспоминает он. — Целый год мы с женой гипсовали ей ноги. Я даже отчаялся, думал, что она никогда не будет ходить. Но выздоровела, окрепла. Стала чемпионкой. Сейчас Каховка родила уже двух жеребят.
Сокровище королей Туманного Альбиона
Титул же самых аристократичных лошадей иркутского ипподрома принадлежит чистокровным английским лошадям. Этим сокровищем королей с Туманного Альбиона владеет бизнесмен Александр Новосёлов.
— Мне трудно объяснить, почему я стал коневладельцем, — говорит Александр Анатольевич. — Наверное, это зов предков. Лошадь и человек всегда были вместе. Плохо, что у нас так мало внимания уделяется развитию конного спорта. Рядом с этими замечательными животными человек становится лучше и добрее.
У Александра Новосёлова есть также и легендарные скакуны ахалтекинцы. Это древнейшая культурная порода лошадей мира, чья история насчитывает более двух тысяч лет.
Лошадь в наше время — удовольствие не из дешёвых. Цена одного скакуна — миллионы рублей! Но, несмотря на это, конный спорт возрождается. И в основном благодаря коневладельцам. Ипподромы оживают. Спортшколы и прокаты буквально задыхаются от наплыва желающих освоить искусство верховой езды, но, главное, появились соревнования такого уровня, когда лошадь может принести своему владельцу не только деньги, но и положение в обществе. Одним словом, пришло время садиться на коня…