Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

Культура Иркутск

2238

05.07.2006, 17:16

Беглый взгляд на выставку с элементами инструкции по эксплуатации

В Доме Европы открылась выставка современного искусства двух немецких художников — Бернда Фрайберга и Ульриха Вернера.

Авторы не смогли приехать на свой вернисаж, выставку открывали и представляли их друзья и организаторы — директор фирмы «СибАрт» Александр Фофин и глава Российско-германского центра «Хайнц-Консалтинг» Йоахим Хайнц.

Напрасно вы думаете, что после «Черного квадрата» Малевича в авангардном искусстве удивляться уже нечему. «Квадрат», кстати, уже век всех удивляет. Не изысками палитры, не игрой перспективы или светотени. Он удивляет тем, что и таким образом художник может привлечь к себе внимание и заставить нас думать.

И когда мы отбрасываем привычные мерки и принимаем правила предложенной нам игры, то есть начинаем думать, вживаться, разгадывать загадку, — возникают неожиданные вещи. И каких только толкований не давали этой работе искусствоведы, знатоки и ценители, да и рядовые зрители тоже!

Но поскольку сейчас речь не о том, а только о подходе, о ключе восприятия, — вернемся в Дом Европы к нашей выставке.

Итак, два автора, две совершенно разные индивидуальности. Один, Бернд Фрайберг, действует больше на нашу эмоциональную сторону, второй, Ульрих Вернер, — на рациональную.

Яркие работы Фрайберга (цветные мелки и карандаш) будто наполнены слепящим солнечным светом. Это впечатление подтверждает один из организаторов: Фрайберг, оказывается, долго жил в Африке, пропитался жарким солнцем. И мир многих его рисунков — это действительность, увиденная будто бы без черных очков. Кто бывал на южном солнце, знает: смотреть днем вокруг невозможно, глаза непривычного к климату человека не могут распахнуться, щурятся, отчего все контуры вокруг слегка расплываются.

Сам Фрайберг пишет о себе: «Редукция формы и цвета… определяет мое творчество». Александр Фофин уточняет:

— Как лингвист и будущий искусствовед я понимаю так, что речь идет о концентрации цвета и сконцентрированности на форме. А впрочем, о нем говорят, что этот художник пишет сердцем, его картины теплы, трогают душу зрителя.

О сосредоточенности на цвете мы говорили, — сосредоточенность на форме проявилась в других его работах, выполненных в жанре компьютерной графики. Геометрически выверенные цветные построения вызывают, если можно так выразиться, математические ассоциации, наводят на мысль о гармонии мира, которую «поверяют алгеброй»: ну или геометрией. Определенный ритм этих построений в какой-то степени вызывает ответный резонанс в душе, формирует настроение, но эти работы могут оставить зрителя и прохладным, поскольку апеллируют к рациональному началу.

Мы будем удивляться и дальше, но сам автор многие такие работы называет автопортретами, хотя, конечно, они отличаются от традиционных воплощений этого жанра. Но художнику лучше знать свою самоидентификацию, ему, как говорится, виднее, с кем или с чем себя ассоциировать.

Во всяком случае, в Европе (а выставлялся художник в нескольких галереях Берлина) зрителя это в тупик не ставит.

Еще больше непривычного в работах Ульриха Вернера. Я проверяла эффект его картин (правда, показанных в репродукциях) на нескольких своих знакомых, и отношение было диаметрально разным, от полного недоумения и неприятия до восторга по поводу выразительности и минимализма. Чтобы читатель представил себе его технику, скажу, что она сложна: на бумагу или доску наносится горячий воск, прорабатываемый иглой, затем наносятся пигменты, иногда слои воска накладываются повторно, для достижения того или иного эффекта. Листы Вернера графичны и действительно отличаются минимализмом выразительных средств. Говорят, он несколько лет рисовал ветки деревьев; еще говорят, что он философ и знаток литературы, что он перевел на немецкий нашего Флоренского…

Здесь еще более неприменимы привычные мерки восприятия картин. Но если не пытаться разглядеть в них знакомые образы (уж не ветки же здесь искать!), а мысленно отодвинуться от изображения, можно «увидеть» что угодно, от глубин космоса до поверхностей пустынь. Еще обескураживающая деталь: не то в шутку, не то всерьез автор сопроводил работы своеобразной «инструкцией по эксплуатации картин», написанной одним из его друзей. В ней говорится:

«Правильно развешанные картины Ульриха Вернера определенно и надолго расширяют жизненное пространство зрителя и его восприятие… Художник снабдил их способностью в течение десятилетий вырабатывать поля жизненной энергии и поддерживать духовное излучение в пространстве. Рассматривающий замечает, что плоскость картины оказывается фрагментом большей плоскости. При фокусировании картины он чувствует потенциальную динамическую энергию…» И так далее, вплоть до того, что зрителю нужно держаться начеку и вовремя сделать жест рукой, иначе картина усыпит его или погасит интерес к себе.

Все-таки шутка, по-моему. Но если серьезно, то Йоахим Хайнц, который дружит с авторами, знает их творчество и общался с ними по этому поводу, говорит, что картины Вернера — это как бы «первомысли», «первообразы». Если вспомнить библейское «В начале было Слово», то в данном случае мы имеем дело с тем, что было ДО слова и даже ДО мысли. Как это следует трактовать, как продолжать «додумывать недодуманное» и следует ли вообще это делать?

По замыслу художника ничего этого предпринимать не нужно, увиденное нужно суметь сохранить как есть, «в состоянии зародыша». Совет, на мой взгляд, трудновыполнимый. Ведь мы, наше сознание, существуем на такой ступени развития, на какой существуем; ассоциативность мышления есть, и ее никуда не денешь. Потому, да простят меня устроители выставки и в первую очередь автор работ, я в состоянии воспринимать увиденное не в качестве рекомендуемой мне малопонятной «интенции», а в тех художественных образах, которые вызывает во мне художник (не случайно же название экспозиции — «Приближение»!). И потому я вижу в работах то успокаивающую меня водную гладь пруда, то оконное стекло, по которому стелется дождь, размывающий вид улицы из окна, то золотой солнечный закат над черной водой.

Если автор видит это не так — ничего от этого не меняется. Надо ждать, когда я, зритель, дорасту до другого (его) понимания.

Если же здесь все рассчитано на способность человека к абстрактному мышлению, то мне не хватает в этом случае изначального импульса, исходного материала, так сказать. Хотя вникнуть очень хочется, желание-то есть!..

Пока же для меня очевидно одно: талантливость произведения искусства в равной степени зависит как от таланта создающего, так и от таланта воспринимающего. И пусть выставке немецких художников и в Иркутске повезет с талантливыми зрителями!

Организаторам хочется сказать спасибо за то, что дают нам, жителям глубокой Азии, возможность знакомиться с новейшими европейскими течениями в изобразительном искусстве, узнавать новые для нас имена, а кому-то и пополнять свои частные коллекции.

Выставка открыта в Доме Европы и будет работать до 20 июля.

Любовь Сухаревская

© Байкальские Вести

Культура Иркутск

2238

05.07.2006, 17:16

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=31196

bytes: 6844 / 6844

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Миль Михаил

Курбайлов Магомед

Ни Георгий

Виноградов Борис

Степанов Александр

Зюганов Геннадий

Альмухамедов Алексей

Зимин Максим

Боровский Виктор

Юрасова Татьяна