Андрей Давыдов

© Номер один

Иркутск Иркутск

3765

01.06.2006, 10:55

Иерусалимское кладбище

Почти полвека на этом месте располагается Центральный парк культуры и отдыха. Ажурное колесо обозрения с похожими на бутылочные пробки кабинками возносит отдыхающих на высоту птичьего полета, чтобы те могли полюбоваться величавой панорамой города.

Далеко внизу остается пропахший шашлыками зеленый остров парка, бывшего некогда главным городским кладбищем. Там, под сенью деревьев, гуляют горожане, устраиваются праздники и танцевальные вечера. Каким бы ни было наше отношение к самому факту строительства зоны отдыха на столь скорбном месте, не будем торопиться с выводами. Обратимся к истории.

Когда его основали

В 1772 г. (234 года назад) до Иркутска дошел императорский указ, повелевавший выносить захоронения за городскую черту. Получив его, иркутский губернатор Адам Бриль издал собственное распоряжение:

"В силу полученного из Правительствующего Сената Ея Императорского Величества указу о погребении всех умирающих не в городе и не при церквах, [определить] способное место от состоящей по край самого городового жила Крестовоздвиженской церкви... где с нынешнего времени всех умирающих и погребать должно... Отводное место следственно духовной стороне принять, а по долгу христианскому и огородить небольшим земляным валом и рвом, дабы никакой зверь и скот не входил..."

Место под кладбище отвели чуть дальше Крестовоздвиженской церкви, на Иерусалимской горе. Начали хоронить усопших. Но кладбище не было ни огорожено, ни окопано, как того требовало губернаторское распоряжение. Лишь через 20 лет был высочайше одобрен новый план города Иркутска, где впервые были четко обозначены контуры кладбища.

Денег в Иркутске не хватало всегда

В 1793-м году "градской голова" Михаил Сибиряков докладывал на заседании городской думы о получении им от генерал-губернатора Ивана Пилля "изусного" приказа относительно дальнейшего обустройства кладбища: "Его Высокопревосходительство приказал оное место принять и огородить прочною городьбою...".

Дума, разумеется, не располагала суммой, достаточной для работ по возведению "городьбы" и строительству церкви, и обратилась за поддержкой, как бы сейчас сказали, к исполнительной власти. Та выдала ордер, позволявший начать работу на кладбище, где захоронения уже велись более двух десятков лет!..

Да, несмотря ни на какие передряги, самое незыблемое в России - это бюрократия. С петровских времен и поныне она пережила все революции и войны, меняя по необходимости гербы на печатях и флаги на фасадах. Но ни сама она, ни отношение к ней народа за века нисколько не изменились.

Предки были не лучше...

В 1795 году здесь была построена каменная церковь во Имя Входа Господня в Иерусалим. Она и дала название кладбищу. Со временем оно разделилось на несколько частей - православную, римско-католическую, иудейскую, протестантскую и старообрядческую. Была еще больничная часть, где хоронили умерших от заразных болезней.

До 1870 г. содержание кладбища и управление им было разделено между светской и духовной властями. Участие городского управления в основном ограничивалось отводом земли. Заботы же о благоустройстве, установление порядка захоронений и плата за могилы относились к ведению духовного начальства. Но порядок этот соблюдался из рук вон плохо.

"На кладбище около Иерусалимской церкви некоторыми из посетителей совершаются часто, в особенности в праздничные дни и по вечерам, беспорядки, возмутительные для христианского чувства и даже небезопасные для прочих посетителей. Не говоря уже о том, что лучшие памятники обломаны и полуразрушены, что некоторые оградки разобраны и употребляются окрестными жителями вместо дров, что многие могилы растоптаны скотом, свободно бродящим по всему кладбищу..." - возмущались "Иркутские губернские ведомости" в номере от 25 сентября 1858 года.

Для наведения порядка был экстренно создан комитет из представителей всех сословий под началом аж самого губернатора. Постановили: "Обнести все кладбище прочною оградою. Обсадить кладбище деревьями по сторонам существующих на оном дорог, а также кругом всего кладбища внутри ограды, дабы дать ему по возможности приличный вид". Но комитет был общественный и никакими финансами, естественно, не располагал. Пришлось прибегнуть к испытанной практике: организовать среди иркутян сбор пожертвований. За дело взялись приходские священники, и в конце концов благородные решения были выполнены. В частности, установлена более-менее прочная ограда - та самая "городьба", о какой еще 65 лет назад вещал в думе иркутский градоначальник Сибиряков! Впрочем, через 20 лет и она покосилась и разрушилась. К началу 1880-х годов Иерусалимское кладбище пришло в упадок, смущая своим запущенным видом горожан и гостей Иркутска.

Начало конца

В 1883 году впервые был поднят вопрос о закрытии кладбища. 4 февраля городской голова Дмитрий Демидов обратился в санитарную комиссию с прошением, где предлагал выяснить, "насколько и по каким именно причинам может быть признано вредным для города в санитарном отношении дальнейшее оставление кладбища в этой местности". Ответ был таким: "В настоящее время в науке доказана сравнительная безвредность кладбища, и поэтому возбуждать ходатайство о перемещении Иерусалимского кладбища в какое-нибудь другое место не представляется оснований".

В следующий раз вопрос о закрытии поднимался в 1896 году, когда дума поручила управе составить план и смету на устройство нового кладбища, что и было выполнено в 1899-1902 годах. Новое кладбище потребовало значительных затрат, а средств, как обычно, не было.

На заседаниях городской думы регулярно поднимался вопрос о плачевном состоянии Иерусалимского кладбища. Но чтобы его решить, нужны были деньги. Тогдашняя исполнительная власть отделывалась отписками, так похожими на некоторые документы нашей эпохи: "Кладбище это по собранным фактическим данным может служить местом для погребения умерших и далее, но со строгим соблюдением кладбищенского периода при рытье новых могил и при соблюдении всех гигиенических требований, предъявляемых к кладбищам".

К 1920-м годам в Иркутске было шесть кладбищ. Самое старое и самое знаменитое - Иерусалимское - было одновременно и самым запущенным из них. Расположенное в центре города, с разрушенными памятниками, крестами и заборами, в некоторых местах совершенно уничтоженными, оно являло собой удручающее зрелище.

Вот как еще в 1912 году описывал его состояние современник: "Тут можно увидать старые памятники начала XIX века, некоторые из них очень внушительных размеров, но, к сожалению, большей частью они поломаны или опрокинуты на землю. Есть порядочно надгробных камней, прочесть надписи некоторых трудно... Многие старинные плиты находятся совершенно в земле. Иные - на тропинках, и надписи их стерты прохожими... Тут погребение идет на второй-третий раз, и уважения к старым памятникам не заметно".

Ботаника, культура и отдых

После окончания Гражданской войны кладбище перешло в ведение похоронного бюро. Захоронения на нем (правда, весьма ограниченно) продолжались до конца 20-х годов. Уже тогда предпринимались попытки полностью ликвидировать погост и создать на его месте что-нибудь более жизнеутверждающее. К примеру, заведующий кафедрой ботаники Иркутского университета профессор В.И.Смирнов поднимал вопрос о городском ботаническом саде. Местом для него он предлагал именно Иерусалимское кладбище. Городской совет был вполне согласен с профессором. Однако тогда кладбище от уничтожения спасло то, что на протяжении полутора веков вгоняло его в разруху, - отсутствие средств у местных властей.

Впрочем, отсрочка была недолгой.

7 апреля 1932 года горсовет принял постановление, по которому Иерусалимское кладбище было предназначено к переоборудованию под парк культуры и отдыха. К тому времени заброшенные могилы разорялись поистине дьявольскими темпами и способами. Утвержденные советской властью списки памятников, которые нужно было по тем или иным причинам сохранить, не спасали положение. Автор списков, иркутский историк Манассеин, вскоре направил в Иркутский горсовет письмо, где с возмущением констатировал:

"1. Разрушена великолепная чугунная решетка (типовая декабристская...).
2. Увезены чугунные плиты с могил Мордвиновых.
3. Уничтожен крест на могиле профессора Симолина.
4. Опрокинут один из памятников Трапезниковым.
5. Приведена в беспорядок могила Вагина".
Власти провели расследование в надежде поймать и примерно наказать злоумышленников. Но выяснилось, что деревянные решетки ломались 1-й пожарной командой, а чугунные ограды вывозила вполне солидная государственная организация - Рудметаллторг! На защиту памятников пытались встать работники краеведческого музея - безрезультатно...
"Мир их праху!"

Кладбище перестало существовать окончательно лишь во второй половине 1950-х годов. В феврале 1957 года на совместном заседании бюро ГК КПСС и исполкома горсовета депутатов трудящихся был утвержден план мероприятий по переоборудованию бывшего кладбища под парк культуры. На погосте провели массовую эксгумацию, оставив нетронутыми только две могилы - декабриста Иосифа Поджио и писателя Михаила Загоскина. Все прочие надгробия сломали и вывезли без разбору, человеческие останки перезахоронили вперемешку - где и как, узнать сегодня практически невозможно. Известно только, что было там около 120 тысяч захоронений.

Среди лишенных вечного покоя - родственники декабристов, герои Бородинского сражения, Русско-японской и Первой мировой войн. Ученые, писатели, общественные деятели. Люди, всей своей жизнью и делами прославившие Иркутск.

13 июля 1957 года здесь открылся городской Центральный парк культуры и отдыха. От бывшего кладбища уцелели лишь Иерусалимский храм да две еле приметные могилки... Согласитесь, красиво звучит фраза: "Мы любим свою историю!" Мы всегда ее любили...

Андрей Давыдов

© Номер один

Иркутск Иркутск

3765

01.06.2006, 10:55

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=30342

bytes: 9744 / 9678

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Миль Михаил

Курбайлов Магомед

Ни Георгий

Виноградов Борис

Степанов Александр

Зюганов Геннадий

Альмухамедов Алексей

Зимин Максим

Боровский Виктор

Юрасова Татьяна