Есть такая профессия: публику смешить!
Восьмого февраля руководитель городского департамента образования Иркутска Виктор Басюк собрал журналистов в здании городской администрации, чтобы рассказать им о великом свершении городской администрации: отныне в образовательных учреждениях города запрещены незаконные поборы.
Господин Басюк начал свое выступление с того, что в городе сложился рынок образовательных услуг. Школы, сумевшие доказать свою успешность, создавшие материальную базу, стали более привлекательны для родителей, и теперь многие стремятся, несмотря на все трудности, отдать свое чадо в лучшее учебное заведение, пусть даже оно и расположено не по месту жительства. Другая проблема, приведшая к формированию системы поборов, - отсутствие финансирования из городского бюджета таких статей, как ремонт, закупка оборудования для кабинетов и столовых, приобретение моющих и гигиенических средств. То, что происходит между школой и семьей, господин Басюк мягко назвал "сформировалась система отношений", в которой школа является просителем (а иногда и вымогателем), а семья - невольным спонсором. Руководитель департамента фактически возложил часть вины за создание этой системы на всех родителей: якобы это они, в погоне за лучшими условиями для своих детей, приучили школы брать деньги наличными - они, видите ли, не желали работать через банк. Белая и пушистая городская администрация грозила им пальцем со стороны и кокетливо прикрывалась ангельским крылышком, не желая видеть позорный процесс перетекания денег из родительских карманов в кубышку, хранящуюся в лучшем случае у школьного завхоза. Теперь вот решили с поборами бороться.
Департамент и городская администрация в целом многие годы стремились не к тому, чтобы ликвидировать эту порочную практику, профинансировав полностью все статьи расходов образовательных учреждений, а лишь к тому, чтобы ввести процесс в некое русло, узаконить процедуру сбора средств и запретить незаконные сборы. Второго февраля мэр издал очередное постановление на эту тему, в очередной раз запретив подобные поборы. Сил и решимости мэру придал тот факт, что в бюджете-2006, цитирую господина Басюка, "впервые за многие годы предусмотрены средства для дошкольных учреждений на приобретение хозяйственного инвентаря, предметы личной гигиены". Также впервые в бюджете заложены средства на ремонт всех без исключения образовательных учреждений - 16 млн рублей для школ и 6,5 млн для детских садов.
Это только на приобретение строительных материалов, ибо, по мнению городского чиновника, ворочающего 45 процентами бюджета города (или 2 млрд руб. - именно столько тратится на систему образования), родителям в летнее время делать особо нечего и они вполне могут оказать школе посильную помощь, собственными руками отремонтировав классы и коридоры, столовые и спортзалы. Ну или то же самое могут сделать учителя и технические работники. Осталось выйти с инициативой на имя ректора педагогического университета, чтобы в программу подготовки будущих учителей ввели обязательные предметы из курса подготовки маляров-штукатуров или плиточников-отделочников - в жизни пригодится.
Разумеется, был задан вопрос, сколько рублей городская казна выделила на каждую школу и детский сад. Господин Басюк пояснил, что расчет велся от площади учебных помещений и разброс составил от 35 (для самых маленьких школ) до 296 тыс. Если учитывать, что школы находятся в разном состоянии, - некоторые совсем недалеко ушли от закрытой на капитальный ремонт школы N 17, - то считать эти суммы достаточными даже для приобретения материалов может только тот, кому не придется потом на эти деньги делать ремонт. 35 тысяч - это довольно скромно даже для обычной квартиры, что уж говорить для школы, в которой много лет делали лишь косметический ремонт. Поэтому очередной сбор средств с родителей - обычно суммы колеблются в диапазоне 200-500 рублей на класс и еще столько же на школу (что при наполняемости классов в 25-30 человек дает сумму в 5-10 тысяч рублей с класса) - в апреле - мае текущего года неизбежен. И одна параллель из четырех классов подарит родной школе средств больше, чем выделила от щедрот своих городская администрация. Не смешно ли это?
Разумеется, каждый родитель хочет, чтобы его чадо получило современное образование. Компьютерные классы, как совсем недавно отчитывались чиновники департамента, теперь имеются в каждой школе. Но далеко не в каждой школе проводка соответствует требованиям, предъявляемым к таким классам. Выбор прост: или иметь устройство дома, или оплатить мероприятие школе - хотя это и незаконно: никто, объяснил господин Басюк, не вправе требовать от родителей денег на ремонт, не предусмотренный СанПиНами. На предусмотренный, стало быть, вправе. Незаконными являются сборы на предоставление дополнительных образовательных услуг - иностранные языки, кружки, секции. То есть дети приходят в детский сад, чтобы отбыть день, - начальник департамента спросит с воспитателя только за то, был ли ребенок вовремя накормлен, отведен на прогулку и уложен спать. Стало быть, усилия некоторых детских садов совершить прорыв и превратить чисто биологический процесс выращивания в процесс развития личности были несвоевременны и не востребованы департаментом... Предвижу возражения, но заранее предупреждаю: не принимается! В погоне за помещениями для новых групп (мест в детских садах не хватает, это общеизвестно) в прошлом году позакрывали кружки и другие вспомогательные комнаты не в одном детском саду.
Многие директора, по словам чиновника, пользуются спросом на школу для личной выгоды. К поборам прямо криминальным господин Басюк отнес сбор за поступление ребенка в учебное заведение, причем вину за них возложил на родителей: ходят - и провоцируют, буквально в руку суют, чтобы пристроить чадо в школу почище или к учителю получше. Четыре директора дошкольных учреждений были уволены, пять получили дисциплинарные взыскания - с иезуитской формулировкой "нарушение правил приходования и расходования внебюджетных средств".
По совести, этих директоров даже жалко. Ни для кого не секрет, что зачастую департамент образования для "показа товара лицом" предлагает - в самой мягкой форме, только устно! - образовательным учреждениям поучаствовать в той или иной выставке или презентации, организованной департаментом. Стоит это удовольствие десятки тысяч рублей - стенды, фотографии, изготовление видеоролика. Каждый раз несчастные директора ходят в прямом смысле слова с протянутой рукой и просят у родителей: помогите кто чем может. Случаев отказа от "приглашений" департамента история города Иркутска не знает. Господин Басюк сказал, что на представительские цели вполне можно тратить средства из графы "учебные расходы". Представляю себе эти суммы, если уж кровати, стулья и постельное белье для детских садов закупаются на деньги родителей...
И невозможно отказать, потому что, пока детский сад или школа добьются чиновничьей милости в виде жалких крох, собственные дети вырастут в грязном здании, с осыпающимися потолками и убогими столами. Ситуация сложилась как в родной Российской армии: по уставу военнослужащий может не выполнять преступный приказ. Но отличить преступный приказ от обычного сможет только судья или прокурор. А до тех разбирательств командир устроит тебе такой "устав", что любая дедовщина курортом покажется. Отличить незаконные поборы от законных, пользуясь указаниями Виктора Басюка, в принципе можно, но никто в здравом уме не станет портить жизнь ребенку, отказавшись отдать еще сколько-то рублей на ремонт. Или прокладку проводки. Или поездку учителя на курсы повышения квалификации в соседний регион (хотя в Иркутске имеется собственный институт такого профиля).
Конечно, если с деньгами совсем худо, можно сообщить лично господину Басюку или в прессу - все подобные публикации департаментом отслеживаются и проверяются (похвальное рвение). Только если ваша информация не подтвердится - мне вас жаль, придется ребенка переводить в другую школу. Пожелание: пусть чиновники в рабочее время займутся поиском дополнительного финансирования для школ, чтобы, собираясь на родительское собрание, мы скидывались на приятное - учителю на подарок или школьный праздник, а не на насущное. Хотя, судя по всему, еще несколько лет, как минимум, платить придется за все, не задумываясь, законно это или нет. Единственная надежда, которую, сам того не желая, подарил родителям Виктор Басюк, - создать в школе общественную организацию родителей, чтобы именно она полностью контролировала сбор и расходование школьных средств. Такая организация уже существует в Ангарске. Туда и поедем - опыт перенимать.