Хреначечная-2. Сектанты в городе.
Редакция БАБР.RU продолжает тему иркутской культуры.
Предыдущая публикация "Хреначечная" вызвала бурное обсуждение в самых различных слоях иркутского общества и поставила целый ряд вопросов - таких, как вопрос о функциях "культурного" руководства области и города и о смысле проведения декадентских мероприятий наподобие "Сияния России".
К сожалению, нынешнее руководство области занято преимущественно подготовкой к референдуму и нотациями в адрес деревенских поварих, а городские власти традиционно занимают позицию, названную в честь тропической птицы: если проблем не замечать, то их как будто и нет.
Однако некоторые обстоятельства заставляют думать, что отреагировать нашим уважаемым властям на действия и бездействия иркутских культуртрегеров все-таки придется. Дело в том, что не так давно наш город с дружеским визитом посетила делегация самых откровенных аферистов, шарлатанов и сектантов в одном лице - а именно шайка господина Грабового, печально известного своими обещаниями воскресить погибших бесланских детей - само собой, за деньги.
С компанией Грабового, вообще говоря, не совсем все понятно. Русская православная церковь, занимающая непримиримую позицию по отношению к любым проявлениям духовного инакомыслия, подозрительным образом отмалчивается, как только речь заходит об аферисте Грабовом. Даже псевдо-оппозиционер и популист Андрей Кураев, подвизающийся на ниве отвлечения народа от реальных проблем, молчит как рыба обо всех действиях шайки Грабового.
Примерно такую же позицию занимают и власти. Фактически запрещая на территории России деятельность совершенно официальных и полностью вменяемых религиозных течений - например, таких, как кришнаиты - власти смотрят сквозь пальцы на чудесное превращение секты Грабового в некое "экологическое объединение", которое якобы проводит по всей стране просветительские лекции - на самом деле дурача народ и вытягивая из него колоссальные деньги.
Поневоле возникает мысль о некоем заговоре властей и РПЦ с целью создания очередной "духовной пирамиды" наподобие какого-нибудь "Хопер-инвеста" - но преследующего, наряду с традиционной целью безболезненного изъятия денежных средств, еще и идею оболванивания народа и поворота его в направлении средневекового мракобесия.
Косвенным подтверждением этой фантастической "теории заговора" служит и отношение властей к Грабовому в Иркутске. Вместо того, чтобы организовать как минимум экспертизу его деятельности, не говоря уже о совершенно закономерной проверке финансовой стороны его махинаций, власти встретили Грабового как родного и предоставили в его полное пользование удобное помещение. Как следует из бесед с сотрудниками иркутской мэрии, организацией визита Грабового занималась лично Светлана Домбровская, занимающая, как известно, должность начальника департамента культуры городской администрации.
Впрочем, госпожа Домбровская, видимо, была настолько уверена в правильности своих действий, что даже не скрывала своей причастности к шабашу. Все посетители сектантского действа могли видеть ее в близком окружении мошенников Грабового своими глазами.
Спрашивается, однако, с какого вдруг перепугу муниципальный служащий использует свое служебное положение в интересах не города и его жителей, а неких заезжих аферистов? У нас пока нет ответа на этот вопрос. Хочется, однако, надеяться, что произошло это без ведома непосредственного начальника Светланы Домбровской - заместителя мэра Нины Алаевой, которая, несмотря на свое увлечение образовательными преобразованиями, все-таки является умным и осторожным руководителем и вряд ли позволила бы настолько откровенно "подставлять" и себя, и своего руководителя - то есть мэра Иркутска.
С другой стороны, совершенно непонятно отсутствие какой-либо реакции городских властей на случившийся факт. Налицо явное нарушение как минимум деловой этики, и в свете практически полной бездеятельности департамента культуры (если не считать за "деятельность" какие-нибудь шутовские конкурсы дошкольных рисунков) хотелось бы услышать какие-то оргвыводы в отношении начальника департамента.
На областном - более высоком - уровне с культурой тоже далеко не все гладко. Выше уровень руководства - соответственно выше и уровень скандалов. На этот раз он связан с областной публичной библиотекой, когда-то бывшей гордостью города и области, а теперь ставшей его позором.
Долгое время библиотека имени Молчанова-Сибирского, обладающая едва ли не самой большой в Сибири коллекцией книг - в том числе и раритетных - пребывала пусть и не в самом идеальном, но для эпохи реформ во вполне приемлемом состоянии. Для студенческого и культурного города наличие такой библиотеки было насущной потребностью, поэтому на ее оснащение какие-то деньги все-таки находили. В частности, еще в 1997 году редакция БАБР.RU участвовала в ряде научных проектов библиотеки, связанных с переводом изданий редкого фонда в электронный вид, с оцифровкой раритетных фотографий, созданием мощных Интернет-ресурсов, курируемых библиотекой.
С приходом в 1997 году на должность директора любимицы областного руководства Евгении Гутор все радикально изменилось. Новый директор начал свою деятельность с радикальных преобразований - а именно переименования библиотеки и ремонта собственного кабинета. Подведенный под реформы идеологический базис, названный "переходом от стратегии выживания к стратегии актуализации скрытого интеллектуального потенциала и неиспользованных резервов" разом отбросил библиотеку на годы назад. Оставленный без присмотра редкий фонд, помещенный в совершенно неприспособленные для хранение книг условия, начал стремительно ветшать и покрываться плесенью. Раритетные подшивки газет валялись бесхозными в коридорах здания. Старейшим работникам, обладающим колоссальным багажом знаний, было предложено уйти на пенсию, а на смену им пришли молодые и энергичные менеджеры, мало понимающие в библиотечном деле, зато хорошо ориентирующиеся в освоении бюджетных средств.
Сама Евгения Гутор, не обремененная академическими званиями, занялась благородной задачей самообразования и обмена опытом. С этой целью она ездила по библиотекам - однако не по районным, как ей полагается по должности, а по зарубежным. Сотрудники библиотеки в один год такого "управления" библиотекой насчитали за директором целых пять длительных зарубежных поездок - естественно, за счет бюджетных средств.
Само собой, ни о каких фундаментальных научных исследованиях речь уже не шла. Практически все исследовательские проекты были свернуты, ведущие их сотрудники уволены. Кстати, как раз с увольнениями у директора библиотеки никогда проблем не было - жесткий, авторитарный стиль руководства не оставлял любителям думать по-своему никаких шансов.
Вся эта деятельность, безусловно, не могла не остаться без внимания областного комитета по культуре. Но ее сотрудников и руководителя Веру Кутищеву, судя по всему, все устраивало. Впрочем, госпожа Кутищева и сама не прочь поколесить по свету за бюджетный счет - например, практически на все гастроли иркутских театров она прибывает заранее, на самолете, пока театр едет на поезде. Особенно если гастроли проходят в краю магнолий и фруктов...
Однако, сколь веревочке не виться... Очередная проверка вскрыла многочисленные факты нарушений работы с бюджетными средствами - попросту говоря, миллионы рублей исчезли в неизвестном направлении, не оставив в напоминание о себе ни единой бумажки с печатью. Директора библиотеки, естественно, сменили - на этот раз на человека, вполне компетентного в библиотечном деле и не одержимого бесом преобразований. Может быть, прокуратура даже найдет крайнего в этой истории - хотя, вероятнее всего, на происшествие просто закроют глаза. Потому что очень может оказаться так, что ниточки правонарушения идут куда выше скромного поста директора библиотеки...