История выборов в документах
К референдуму по объединению нашего региона и Усть-Ордынского Бурятского автономного округа облизбирком готовит передвижную выставку. Ее экспонатами станут материалы из Государственного архива Иркутской области, некоторые из них датируются серединой XVIII-го века. Показания бумажных свидетелей эпохи изучал наш корреспондент Павел Добродеев.
Никаких пиар-компаний, если верить архивным документам, Иркутск в XVIII веке не знал - потому что предвыборной борьбы со всеми ее составляющими, в том числе и использованием грязных технологий - не было. Желающие занять места в магистрате и городской Думе в очередь не выстраивались. Слишком много эти должности обещали труда и забот.
Евгений Шободоев, начальник отдела информации, публикации и научного исследования документов государственного архива Иркутской области: «Выборы те и выборы эти ничего общего между собой не имеют. Сейчас это явления политическое, тогда это было явления чисто хозяйственное. Выбирались представители городского сообщества для того, чтобы они вместе с правительственными чиновниками несли ответственность за сбор налогов, и исполнение повинности на этой территории».
Избираться могли лишь люди уважаемые и состоятельные. Капитал городскому чиновнику был необходим, поскольку за совершенные на службе ошибки член магистрата, по-современному, сотрудник мэрии, отвечал личным имуществом. В архивах хранятся документальные подтверждения того, что почтенные и зажиточные иркутяне часто отказывались выдвигать на выборах свою кандидатуру. Что до процедуры голосования, она была - более чем прозрачной.
Евгений Шободоев, начальник отдела информации, публикации и научного исследования документов государственного архива Иркутской области: «Когда выдвигали гласных, была так называемая баллотировка, стоял ящик, были белые шары и черные. Белые - «за», черные - «против». Бросали в ящик, где больше белых шаров - считался избранным».
Бюллетени появились уже в XIX веке. Вот один из сохранившихся экземпляров - фамилия, отчество кандидата, количество проголосовавших, подписи членов избирательной комиссии. Одновременно этот бюллетень являлся еще и протоколом голосования.
Елена Романова, заместитель председателя избирательной комиссии Иркутской области: «С каждыми выборами протокол о голосовании становится все сложнее для его заполнения. Появляется все больше там строк».
Тайное голосование в Иркутске впервые применили в начале двадцатого века на выборах в Государственную Думу. Процесс голосования занимал несколько дней.
Пригласительная повестка на выборы гласных городской думы. Датируется 1905 годом. Выборы назначены на 4, и 6 декабря сего года, на основаниях опубликованных правил о выборах покорнейше просит пожаловать в избирательную комиссию в означенные числа к 10 часам утра, в помещение городской Думы, причем должна быть предъявляема настоящая повестка. Городской Голова Гаряев, Делопроизводитель Богатырев.
Всплеск активности населения области пришелся на 1917 год. После февральской революции. Был отменен имущественный ценз, право голосовать предоставили и женской половине населения. Выборы без выбора - так историки называют избирательные компании, проходившие с 1917 и до конца 80-х годов. Это время безальтернативных выборов, явка на избирательные участки порой достигала 90 и даже 95%. Ее в основном организовывал институт агитаторов. Начальник архивного управления Иркутской области Надежда Шестакова в свое время работала секретарем окружной избирательной комиссии, а еще раньше агитатором: «У меня даже в характеристике служебной есть такая строчка, что когда она была агитатором, ее избиратели проголосовали до десяти часов».
Исследователи объясняют высокую явку населения несколькими причинами - выборы проходили редко и были добровольно-принудительным делом. На избирательных участках, которые открывались в шесть утра, в день голосования можно было купить продукты, которые в обычный день в магазинах отсутствовали. Избирательные комиссии работали в то время по другому принципу.
Елена Романова, заместитель председателя избирательной комиссии Иркутской области: «Работали они на общественных началах: пришли, проголосовали и разошлись, собирались только в период проведения. Выборы стали постоянным процессом».
История постсоветского периода избирательных компаний области еще пишется. Уже сейчас исследователи говорят, что главными отличиями ее станут: появление профессиональных избирательных комиссий, использованием грязных политтехнологий и низкая явка избирателей. На прошедших выборах глав муниципальных образования - избирательный барьер был установлен на планке 25% - пришло на выборы чуть более 28.