Реформа ЖКХ самоограничилась
На прошлой неделе во время поездки в Усолье-Сибирское председатель областного комитета по жилищной политике Петр Воронин с удивлением обнаружил, что в этом городе, находящемся всего в ста километрах от Иркутска, существует всего одна управляющая компания в сфере ЖКХ. Да и та создана на базе муниципального предприятия и, по сути, является монополистом.
Этот незначительный факт остался практически незамеченным широкой публикой, однако он весьма примечателен: реформирование ЖКХ в области напоминает выстраивание потемкинских деревень в специально отобранных для этого территориях.
Всем известен положительный опыт Ангарска. В этом городе введение новых отношений в сфере коммунального обслуживания населения проводится планомерно и поступательно, и практически весь жилой фонд управляется частными компаниями. Первые результаты предпринимательского подхода и возникающей конкуренции жильцы большинства микрорайонов молодого города почувствовали в течение нескольких месяцев — 84% населения довольны работой новых управдомов. И поток специалистов из других регионов, которые приезжают для изучения опыта, — свидетельство тому, что эксперимент признан успешным и достойным подражания.
Однако ангарская модель до сих остается лишь экспериментом, перенести его на другие территории у ведомства Петра Воронина никак не получается. Во всяком случае, управляющие компании сейчас обслуживают лишь 30% жилого фонда. Напротив, то из Усть-Кута, то из Усолья-Сибирского приходят тревожные вести о серьезных проблемах в сфере ЖКХ. Хотя, казалось бы, соседнее с Ангарском Усолье — наилучшая площадка для продолжения эксперимента. Но особенности региональной жилищной политики заключаются в том, что она серьезно разнится от территории к территории. В отсутствие внятной, четко сформулированной и методологически оформленной позиции Петру Воронину приходится лишь удивляться тому, что под вывеской управляющей компании нового образца может работать старый МУП, активы которого выведены в частную структуру (Так, в Усолье в 2003 году обществу с ограниченной ответственностью Жилсервис были переданы права пользования муниципальным имуществом МУП Жилсервис.) Или грустить по поводу того, что вместо ремонта теплотрасс деньги, полученные от населения в качестве оплаты за коммунальные услуги, уходят за рубеж (и вновь Усолье: при выделенных на подготовку к зиме 1,3 млн ежемесячно в Лихтенштейн переводится порядка 2 млн руб.).
Возможно, дело тут в излишней мягкости самого главного коммунальщика: не может он убедить мэров (даже дотационных территорий) действовать в соответствии с требованиями сегодняшнего дня. В итоге и случаются конфликты, отключения и размораживания отдельно взятых городов, не говоря уже о глубинке, где на фоне древних котельных регулярно возникают слухи о накрутках цен на уголь до 20%, достающийся через посредника в лице централизованного поставщика, а греться остается только надеждами на скорое счастье в виде полной газификации.
Тем не менее, пока газификация уже не за горами, но все еще далеко, продолжается вкладывание средств в закупку отопительного оборудования. Так, на исправление ситуации в Усть-Куте потрачено более 300 млн руб., однако воз и поныне там. Характерно, что все поставки осуществлялись не по открытым конкурсам, а исходя из предпочтений комитета, хотя при проведении тендеров и конкурсов можно было бы добиться и лучших условий поставок, и более высокого качества самого оборудования.
Впрочем, при любых раскладах в сложившейся ситуации, когда комитет по жилищной политике старательно перекладывает затраты на ЖКХ из бюджета на самих потребителей, расплачиваться придется населению вверенных территорий. И процветающие островки вроде Ангарска или Саянска будут лишь подчеркивать разницу в уровне жизни населения в условиях современной жилищной политики.