Дмитрий Люстрицкий

© Восточно-Сибирская правда

Политика Иркутск

4442

17.08.2005, 14:38

Крона и корни. Губернаторов не из кого назначать.

Итак, президент принял решение. Он предложил на пост губернатора Иркутской области Александра Тишанина, нынешнего начальника ВСЖД. Теперь вся область замерла в ожидании вердикта Законодательного собрания... Правда? Нет - конечно, не замерла. Это просто банальная фраза, не имеющая отношения к реальной действительности.

Вспоминается анекдот горбачёвских ещё времён: перестройка напоминает бурю в лесу, потому что шумят кроны, а корни это не колышет. Понятно, что корни озабочены более прозаическими вопросами: население больше думает о росте цен, о дачных и отпускных хлопотах и последних солнечных деньках. Поднимем голову - что происходит с областной кроной?

Истинной картины происходившего вообще никто точно не знает, за исключением ближних советников президентской администрации да, может быть, чад и домочадцев Владимира Владимировича. Все драки происходили исключительно под ковром, а участников аппаратных схваток можно было угадать только по косвенным признакам. Но можно догадаться, что в ожесточённой борьбе вокруг назначения губернатора солировали крупные корпорации. Среди кандидатов на пост губернатора называли депутата Госдумы Виталия Шубу и мэра Иркутска Владимира Якубовского, сенатора Валентина Межевича и генерального директора «Иркутскэнерго» Владимира Колмогорова.

Были и экзотические версии — вроде бывшего деятеля из Росвооружения Александра Котелкина или губернатора Таймыра Олега Бударгина. Так или иначе, эти или другие фигуры были предложены в администрацию президента тузами корпоративного рынка и лидерами «Единой России» и последовательно отвергнуты. Понятно, что представление положительных характеристик сопровождалось неофициальной подачей компромата на конкурентов, и компромата, как это водится у российских политиков, всегда оказывалось больше. Эта ароматная куча аккумулировалась в администрации президента и атмосферу назначения тоже не оздоровила. Есть, правда, ещё одна точка зрения, согласно которой на те или иные решения больше влияли не стопки доносов, а аккуратные пачки билетов Федерального резервного банка США, но мы такую точку зрения категорически не станем поддерживать. Поскольку чтим российское законодательство...

Естественно, обсуждалась и кандидатура действующего губернатора. Политическая игра Бориса Говорина с самого начала строилась на заключении краткосрочных тактических союзов. В отличие от других региональных руководителей, он не спешил положить «свою» область к ногам какого-нибудь одного олигарха. Как только очередная группировка начинала бодрый натиск по захвату активов в Иркутской области, он начинал сложную игру и в корпоративном конфликте выступал с позиций переговорщика, или, как говорят в мире отечественного бизнеса, разводящего. Поскольку грамотная разводка остаётся краеугольным камнем российского бизнеса, Борис Говорин благополучно, и с пользой для Иркутской области, управлял регионом два срока. Драматизм ситуации заключается в том, что федеральная власть сегодня сама хочет и разводить, и присматривать. Сохранение в должности Бориса Говорина, который не раз наступал на ноги московским персонажам, было не в её интересах.

С другой стороны, если бы обязанности губернатора заключались только в урегулировании корпоративных споров за очередной заводик, было бы полбеды. Но вместе с возможностями влиять на расстановку финансово-промышленных групп в регионе к креслу губернатора прилагаются и проблемы: отопительный сезон, выплата заработной платы и так далее... Возможно, именно поэтому процесс подбора кандидатуры шёл столь болезненно и долго.

Практика назначений и афронтов показывает, что президентская команда, запустив процедуру назначений, столкнулась с колоссальным кадровым дефицитом. Ведь ранее президент России не только предложил депутатам Законодательных собраний Кемеровской, Челябинской и Орловской областей кандидатуры действующих губернаторов - Амана Тулеева, Петра Сумина и Егора Строева соответственно, но и, например, совершенно не вписывающегося в потенциальную «президентскую обойму» авторитетного приморского губернатора Сергея Дарькина. Создаётся впечатление, что в Кремле готовы, с одной стороны, снести под корень потенциальную фронду в региональных элитах, с другой - опасаются, что последствия деятельности «назначенцев» могут быть катастрофическими.

Можно предположить, что выбор кандидатуры Александра Тишанина обусловлен именно балансом между способностью управлять и управляемостью. С одной стороны, это эффективный руководитель, опытный топ-менеджер такого крупного и сложного хозяйства, как железная дорога, а значит, имеет представление и о функционировании сложных систем, и о бюджетном процессе, отопительном сезоне, северном завозе и «социалке». С другой стороны, это человек, не успевший интегрироваться в местную экономическую и политическую элиту, поскольку относительно недавно прибыл в регион и не успел полномасштабно обрасти связями и интересами. Профессиональный управленец ключевой государственной даже не корпорации - отрасли, для которой вообще характерна чёткая субординация, Тишанин своим теперь уже политическим карьерным шагом обязан только администрации президента, а значит, и лично Путину.

Решение президента, при всей его экстравагантности, скорее всего не будет оспорено ни депутатами Законодательного собрания, ни мэрами городов, которые уже наперебой озвучили своё «ура». Завершающий свои полномочия губернатор также не намерен вставлять палки в колёса преемнику. На совещании, которое состоялось в первый понедельник после президентского решения, Борис Говорин дал чёткие установки своим заместителям «поработать так, чтобы за сделанную работу не было стыдно», имея, скорее всего, в виду, что заместители по закону складывают полномочия перед новым губернатором.

Действия Кремля, несмотря на всю свою непредсказуемость, вполне укладываются в общий вектор преобразований в «позднепутинском» духе. И всё же необходимо очень внимательно всматриваться в процесс российского социального реформирования, чтобы не получить общество, где власть существует отдельно от населения, а население - отдельно от власти. Крону и корни, которые зачастую не знают о взаимном существовании.

Дмитрий Люстрицкий

© Восточно-Сибирская правда

Политика Иркутск

4442

17.08.2005, 14:38

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=23683

bytes: 6201 / 6201

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Лица Сибири

Шапошников Александр

Ковалев Владимир

Брагина Светлана

Гребенщиков Сергей

Дамдинов Алдар

Орноев Владимир

Цвигун Ирина

Шпрах Владимир

Белов Александр

Айдаров Александр