Что сильнее: закон или коррупция?
...Это могло произойти с каждым и еще может произойти. С предприятием, квартирой, другим имуществом. Однажды, вернувшись, например, домой, вы узнаете, что вам здесь ничего не принадлежит. Новый собственник помашет бумажками, в которых будет значиться, что вы по собственной воле продали свое имущество какому-то незнакомцу. И дай вам Бог силы и терпения доказывать правоохранительным органам и судам, что вы оказались жертвой беззастенчивого мошенничества. Что вы никогда, ничего, никому не продавали. Именно так случилось с одним иркутским автотранспортным предприятием, в состав которого входят ОАО "ИГАТП-2", ЗАО "Второе грузовое", 000 "Сиб-Рейс", "Шанс-2000".
В этой истории, наглядно показавшей, насколько мы не защищены ни от произвола, ни от коррупции, поражает многое. В первую очередь пассивность тех органов, которые по Конституции обязаны как раз защищать законность и порядок. Но обо всем по порядку.
...Ночью 28 января 2005 года к проходной предприятия прибыли двое участковых уполно-моченных Куйбышевского РОВД. Предъявив удостоверения, они представили дежурной смене "нового собственника" предприятия, с которым приехало около двух десятков вооруженных человек в камуфляжной форме. Так и начался силовой захват предприятия. Бесцеремонные незнакомцы отключили телефоны, изолировали охрану, стали взламывать замки и двери в административном здании, умело вскрывать сейфы и выгребать оттуда деньги, документы. Часть из документов злоумышленники демонстративно сожгли прямо во дворе административного здания.
Несмотря на неурочное время, информация о насильственном захвате предприятия дошла до директора ЗАО "Второе грузовое" Леонида Ишимцева. Он тут же позвонил в ОМОН и УБОП. Там посоветовали обратиться в Куйбышевское РОВД. В Куйбышевском РОВД в просьбе пресечь произвол и разбой директору также отказали. Дежурный ответил, что они предупреждены и в конфликт вступать не будут, равно как и выезжать на предприятие. Ишимцеву ничего не оставалось делать, как вместе с главным бухгалтером Валентиной Шапошниковой отправиться на телеграф и отправить телеграмму на имя Президента России Владимира Путина.
Утром Ищимцев связался по телефону с вице-спикером Законодательного собрания Геннадием Истоминым, проинформировал его о ночном захвате и попросил содействия. По совету депутата все четыре руководителя акционерных обществ отправились в Куйбышевское РОВД, где написали заявления о разбойном нападении и захвате предприятия.
Следственно-оперативная бригада после этих событий на предприятие все-таки выехала - сказались и телеграмма президенту, и вмешательство Геннадия Истомина. Но на территорию предприятия сотрудники правоохранительных органов попали не сразу - их не пропускали охранники одного из агентств Иркутска.
Когда все же прошли внутрь, то взорам предстал полный разгром в административном здании: разбитые двери, расстрелянные стены, раскуроченные сейфы, пять из них исчезли вовсе. В письме на имя начальника Главного управления внутренних дел Алексея Антонова Ишимцев и другие директора 29 января напишут, что в результате разбойного нападения утрачены секретные документы из спецчасти, все учредительные, правоустанавливающие и бухгалтерские документы, печати, штампы, чековые и трудовые книжки, а также 60 тыс. рублей, предназначенные для выплаты заработной платы.
В общественной приемной ГУВД, куда Ишимцев со своими коллегами обращался, им ответили: "Вами и так все занимаются. Что вам еще надо?"
Да, после обращения к президенту, в Генеральную прокуратуру, расследование вроде бы скрипя, но закрутилось. Например, прокуратурой Куйбышевского района возбуждены уголовные дела против двух сотрудников Куйбышевского РОВД, которые как сказано в постановлении, "не имея на то законных оснований в виде какого-либо заявления, сообщения о преступлении присутствовали при осуществлении незаконного захвата и вывоза неизвестными преступниками имущества предприятия, тем самым, содействуя им". Впрочем, насчет "неизвестных преступников", наверное, зря сказано, ведь не наивные дети старшие лейтенанты милиции, чтобы неизвестно с кем отправиться ночью на сомнительное дело... Кроме того, областной прокуратурой возбуждено уголовное дело по факту мошенничества в особо крупных размерах. Внешне форма, так сказать, соблюдена. При случае можно и отрапортовать: устанавливаем и ведем розыск злоумышленников. Но, как заявил Леонид Ишимцев, в настоящее время по данному делу нет ни одного подозреваемого, хотя захватчики четырех предприятий, продавцы и покупатели все до одного известны. В тени остались лишь некоторые заказчики и пособники этой масштабной аферы, в результате которой законные владельцы лишились своего имущества и вынуждены возвращать его через суд.
Руководители четырех предприятий, равно как и трудовой коллектив, до сих пор пребывают в шоке. У них масса вопросов. Как, недоумевают они, вообще могла произойти продажа их предприятий, если не было собрания акционеров и никаких решений на этот счет не принималось? А так, отвечает Леонид Ишимцев. Сергей Бурый представил в региональное Управление Федеральной регистрационной службы фальшивые документы о том, что он является новым стопроцентным собственником автотранспортного предприятия и его директором. Ко всему прилагались и поддельные протоколы внеочередного собрания акционеров, например ЗАО "Второе грузовое", на которых якобы принято решение досрочно прекратить полномочия директора Леонида Ишимцева и на должность директора назначить Бурого Сергея Анатольевича. На втором собрании, если судить по протоколу, Бурый уже значится не просто приглашенным, а владельцем 100 процентов голосующих акций. Председателем двух внеочередных собраний, состоявшихся в один и тот же день, в одно и то же время, значится Ишимцев Леониод Иннокентьевич. С такой вот откровенной липой Бурый, в конечном счете совершает сделку по продаже девяти объектов ЗАО "Второе грузовое" гражданину Г. А. Баженову. Что удивительно, но сделка по продаже чужого имущества по липовым документам в Департаменте недвижимости, известном своими очередями и длинными сроками, времени у Бурого заняла мало: потребовались всего лишь сутки... Везунчик - этот ловкий человек! А вот Ишимцев со своими коллегами уже больше недели не могут получить нужные документы все из того же Департамента недвижимости.
Кстати сказать, если бы в этом почтенном казенном заведении сказали "стоп!" фальшивым документам фальшивого собственника, то события развивались бы совсем по иной схеме. Более того, в Департаменте недвижимости в течение какого-то месяца зарегистрировали еще несколько сделок по продаже акционерных обществ автопредприятия. И сейчас, как пояснил Леонид Ишимцев, владельцем предприятий является некто Илья Кадочников.
Между тем акционеры похищенных предприятий продолжают задавать вопросы. Как так могло случиться, вопрошают они, что уже задержанные в рамках расследования уголовного дела Бурый и Кадочников недавно оказались на свободе...
- Пока содержался под арестом Кадочников, у нас была какая-то надежда, что не будет еще одной сделки, - с горечью сказал Ишимцев. - Но его то ли отпустили, то ли он сбежал. Сейчас не могут найти и Бурого, если только ищут на самом деле, а он ведь первое звено во всей этой истории.
По чьей-то воле акционеры никак не могут добиться и наложения ареста на похищенное имущество, чтобы остановить процесс перепродажи предприятий, не дать замести следы. Мысль об этом элементарном правовом действии почему-то никак не может прийти в голову следственным органам. А как иначе остановить поток изначально незаконных сделок? Или уже все предрешено?
Любопытно, но в истории с похищением четырех предприятий немало настораживающих поворотов, которые никак не укладываются в рамки здравого смысла. В следственных материалах, например, фигурируют фамилии юристов ООО "Иркутское городское антикризисное торговое предприятие № 2": Коткин, родственница которого, говорят, занимает должность в областном суде, и Корешков они и предъявляли копии правоустанавливающих документов на имущество предприятий, поясняя, что у них теперь новый собственник. Почему они оказались в момент захвата на территории предприятия, как и их руководитель Иван Плетюх? Какова их роль? Можно называть и другие фамилии: по всем документам есть причастные лица, но до сих пор нет ни одного обвиняемого... Никто до конца не разобрался и с декабрьскими нападениями на Ишимцева, попытками выведать коммерческую информацию по предприятию, о чем, кстати, в правоохранительных органах имеются соответствующие документы.
Не дает покоя акционерам украденных предприятий и самый главный вопрос: как такое вообще могло случиться? В письме на имя губернатора области они пишут: "Мы чувствуем себя незащищенными - как дома, так и на работе. Власть позволяет бандитам вероломно вламываться на предприятия, объявлять себя собственниками, хотя эти "собственники" - бандиты и уголовники. Наши правоохранительные органы закрывают на это глаза, потому что сами порой участвуют во всевозможных криминальных историях.
Борис Александрович! Мы всегда верили вам, поддерживали и голосовали за вас. И в эту трудную минуту надеемся на вашу поддержку и помощь в восстановлении наших законных прав акционеров. Хочется верить, что нашим городом и областью правит закон и порядок, а не криминал".
А что? В истории с захватом четырех предприятий власть получает хорошую возможность реально доказать гражданам, кто в доме хозяин... Показать, что сильнее: коррумпированные связи и телефонное право или закон.