Иркутская семья пытается отсудить у художественного музея фамильные ценности
Беспрецедентный случай в Иркутске. Семья пытается отсудить у художественного музея фамильные ценности. Почти семьсот экспонатов когда-то принадлежали председателю иркутской судебной палаты Николаю Еракову. Он был знатоком и ценителем произведений искусства. По оценкам специалистов, коллекция юриста не уступала знаменитому собранию Владимира Сукачева. Заседание суда по иску потомков Еракова должно состояться в ближайшие дни.
Наталья Бобкова - праправнучка Николая Еракова. В Иркутском художественном музее она частый гость. Приходит посмотреть на предметы искусства, которые когда-то принадлежали ее предкам. Среди бывших семейных ценностей винные сосуды работы Фаберже, скульптура Лансере, китайские вазы, картина "Буря на море" голландского автора Шарля Луи Марлина и многое другое - всего около семисот экспонатов. Лишь немногие выставлены сегодня в залах музея. Остальные пылятся в фондах.
Семейные ценности сотрудники НКВД изъяли в 30-х годах. Тогда же арестовали дочь коллекционера Николая Еракова Софию и ее мужа, которого объявили польским шпионом. Не тронули лишь мебель. Самый ценный предмет из оставшихся - журнальный столик. По легенде именно на нем сотрудники госбезопасности составляли опись имущества. Судя по этому документу, ценностей у семьи было в несколько раз больше, чем сейчас находится в Иркутске. Золото и бриллианты предположительно отослали в Москву. Их Наталья Бобкова также намерена отсудить. Помочь ей в этом собирается краевед Григорий Красовский. "Мы хотим создать свой музей. Продав несколько экспонатов, мы можем купить помещение и организовать свой музей имени Еракова-Даукшо в память о ее прапрадедушке", - сказал Григорий Красовский.
Сотрудники художественного музея говорят, что иск предъявлен не по адресу. Все раритеты сейчас принадлежат государству. Так что обращаться Наталье Бобковой нужно в Москву в Министерство культуры. Иркутские искусствоведы уже отправили туда запрос: как поступать музею в такой ситуации? Суд по этому делу должен состояться со дня на день.
Возвратятся ли ценности из художественного музея потомкам Еракова, сказать сложно. Пока таких примеров почти нет. Во всяком случае, в Иркутске. Но если родственники выиграют дело, это станет прецедентом. И неизвестно, сколько еще семей, которые когда-то пострадали во время репрессий, захотят вернуть утраченные фамильные ценности.