Кино-2013: Липовая биография учителя Брюса Ли
В иркутском прокате – «Великий мастер», фильм культового гонконгского режиссера Вонга Кар Вая о культовом китайском кунгфуисте Ип Мане.
«Великий мастер» (Yi dai zong shi) (12+). Режиссер: Вонг Кар Вай. Гонконг, Китай, США, 2013
Знаменитый мастер китайских боевых искусств Ип Ман (Тони Люн) живет сначала в городе Фошань, где является виднейшим представителем так называемой южной школы кунг-фу, а в 1937-м из-за японских оккупантов переезжает в Гонконг, где и остается до самой своем смерти в 1972 году в возрасте 79 лет. Десятилетия напролет он мечтает о прекрасной – и, кстати, влюбленной в него – кунгфуистке Гон Эр (Чжан Цзыи), но не делает ничего для сближения с ней, предпочитая хранить верность своей жене. Ведь великому бойцу непозволительны слабости, несмотря на то, что Брюс Ли о своем учителе Ип Мане выразился так: «Мастер не живет ради чего-то. Он просто живет».
Нестареющий Тони Люн, этаким азиатским Томом Крузом щеголяющий у Вонга из фильма в фильм
«Великий мастер» – уже четвертая кинобиография славного Ип Мана, который в Китае известен не меньше, чем у нас Высоцкий или Гагарин. На своей родине Ип Ман – национальная гордость, один из лучших людей двадцатого века. Остальному миру он знаком преимущественно тем, что муштровал юного Брюса Ли в своей престижнейшей школе, которая не нуждалась ни в рекламе, ни даже в вывеске: ученик должен был сам находить своего учителя. А если не находил, значит не судьба, точнее – не карма.
Тоже нестареющая красавица Чжан Цзыи
К сожалению, данная картина едва ли предоставит неискушенному зрителю хоть какие-то внятные сведения о жизни и карме Ип Мана. Ведь «Великого мастера» снял Вонг Кар Вай, обращаться к которому за отчетливыми высказываниями равносильно гаданию на кофейной гуще. Достаточно сказать, что этот байопик, как и все прочие свои фильмы, Вонг снимал без сценария, то есть более чем сомнительным путем бесконечной киношной импровизации. О’кей, на примере прежних карваевских лент мы убедились, что без сценария можно снимать мелодраматические, фантастические и даже полуисторические ленты. Но импровизационный фильм-биография – это звучит как нонсенс, да и на деле выглядит соответствующим образом.
Оно конечно, в Китае и Гонконге «Великий мастер» стал самым кассовым из всех карваевских фильмов. Однако в случае такого убежденного артхаусника, как наш Вонг, «самый кассовый» вовсе не означает «суперуспешный». А означает это прежде всего, что предыдущие картины Кар Вая не собрали на его родине вообще ничего – режиссер с самого начала занял нишу сугубо экспортного кино. Западные интеллектуалы с удовольствием подняли на щит диковинные полотна заморского чудака-азиата, что и позволило Вонгу за двадцать лет карьеры выткать целых девять штук таких полотен.
Как все режиссеры-пижоны, Вонг Кар Вай обожает сцены под дождем
Героем десятого своего полотнища Кар Вай избрал Ип Мана, на что и клюнули соотечественники режиссера, которые историю своего культового кунгфуиста сызмальства знают назубок. Поэтому счастливым азиатским зрителям вовсе не приходится напряженно морщить во время просмотра «Мастера» чело, силясь уразуметь, что таки происходит или произносится в кадре. Все прочие зрители обречены именно что на мучительный просмотр, проходящий под негласным лозунгом «А это чё ваще?».
Нет, в картине, конечно, имеются несколько великолепно поставленных боев, да и вообще всю техническую составляющую ленты можно назвать совершенной. Но сам смысл фильма туманен, сумрачен, призрачен, а то и попросту непостижим. Для стороннего зрителя суть величия воспеваемого здесь мастера так и остается нераскрытой.