Осенние сюрпризы "Бархатки"
«Бархатная осень» – традиционная регата, завершающая яхтенный сезон, никогда не бывает обыденной и скучной. Мало того, что она собирает весь иркутский флот (к первой регате «Парусное лето» не все успевают спустить лодки на воду, а в июле-августе многие уезжают в отпуска), так еще и погода в последние выходные сентября всегда радует разнообразием.
Однако, заключительная регата в этом году обязательно войдет в историю. И на это есть много причин.
Начнем с того, что в первый день решением судей старт был отложен на час. Оно и понятно – рабочий день, многие не успевали к шести, доделывали на ходу последние дела, чтобы посвятить выходные настройке парусов на порывах ветра, раскладке галсов и лавировке.
Старт. Поверхность водохранилища чуть рябила в лучах заходящего солнца – объявлена сокращенная дистанция. Яхты шли по «олимпийскому треугольнику», то разбредаясь кто куда, то опять сбиваясь в кучу на поворотных знаках. Финиш еще не виден, а мачту со всех сторон уже окружила ночь. Плотина переливалась оттенками красного и желтого, и было интуитивное понимание, что там, где гуляют черные тени – темные полосы, уходящие в ночное небо – там идут яхты, приближаются к судейскому судну.
Судьям оставалось только гадать, какая лодка подойдет к финишному створу следующей – такая непроглядная стояла ночь. Впрочем, некоторые яхты было если видно, то слышно: с них доносится крепкий русский мат вперемешку с голландскими морскими терминами.
Некоторым лодкам так «понравилось» гоняться в темноте, что они пошли на полную дистанцию – не увидели флага «Сьерра» на судейском судне, извещающего участников о сокращении гонки. Вывод прост: яхтсмен должен быть не только сильным и быстрым, но еще и внимательным.
Ранним субботним утром началась подготовка ко второй гонке. Нужно было поставить новые паруса, более подходящие под свежий ветер. Полная на этот раз дистанция позволила участникам показать свое мастерство, быстроту и отточенность движений, слаженность команды. Примечателен конец гонки: весь флот не мог приступить к следующему этапу, пока не финишировала яхта «микро-класса» (длина корпуса 5,5 метров) по имени «Навахо». По правилам последняя лодка должна прийти на финиш, уложившись в контрольное время, которое составляет 130% от времени лидера. Так вот, «микробу» оставалось ровно 4 минуты до окончания контрольного времени – он успел! Иркутское водохранилище разразилось восторженными криками.
Третью гонку можно назвать самой красивой. Во-первых практически весь путь до финиша лодки шли под спинакерами, разноцветными пузатыми парусами. Во-вторых судейское судно окружало большое штилевое пятно и нужно было тактически правильно к нему подойти, чтобы не растерять всю скорость. А в-третьих, отличилась все та же «Навахо», которая обогнала яхты четвертьтонного, следующего по величине класса. Чтобы «микроб» сделал сразу всех «четвертаков» – такого еще не бывало в истории иркутского яхтенного спорта! Окружающие шутили, что «Наваха» после финиша первой гонки так и не остановилась, сразу ушла во вторую.
А вечером были шашлыки, дружные компании, усовершенствованная версия кельтской борьбы и соревнования «кто дальше пройдет по канату». Утром всех разбудил отбивающий по палубе чечетку дождь.
Тут должно быть маленькое лирическое отступление. Дело в том, что погода на третий день «Бархатки» всегда особая. В конце девяностых и начале двухтысячных на третий день обычно стояла жара. Светило яркое солнце, некоторым даже удавалось в сентябре подзагореть. Правда настроение омрачал традиционный воскресный штиль. Помнится, был и такой момент, когда приборы показывали, что яхта идет не вперед, а назад – ее понемногу относило обратно в бухту течением.
В последнее время заключительная гонка сезона провожала яхтсменов штормом. Два года назад даже выпал снег – на Гидрах (класс больших лодок особой конструкции) во время соревнований соперники играли в снежки, на некоторых лодках красовались снежные бабы. Нынешнюю «Бархатную осень» нельзя назвать исключением. Забавно было наблюдать, как каждый, кто входил в каюту, сообщал: «Пора доставать непромоканец».
Гонка была напряженной, холодной и с надрывом. Природа хлестала моряков холодными брызгами. Казалось, все живописное очарование осени исчезло, остались многочисленные оттенки серого. Цвет будто стягивался к ярко-красным не промокающим курткам яхтсменов, которые знаменовали победу воли, борьбы и при этом единства со стихией.
Конец очередного яхтенного сезона. На паре лодок порвали стаксели, у «Навахо», по слухам, снесло ветром мачту. Тем не менее каждому в голову неминуемо закрадывалась мысль: уже осень...протянуть бы до весны, чтобы снова ходить под парусом. А пока – время зимней рефлексии, время работы над ошибками, время чинить лодки и разрабатывать новые стратегии. Зима как затянувшийся штиль – хорошая проверка на прочность.