Артур Скальский

© Angara.net

ТуризмИркутск

8071

14.12.2003, 14:01

Монголия - первый взгляд: На границе тучи ходят хмуро.

Чтобы пройти границу наверняка, мы выезжаем из Улан-Батора в 6 утра. Парни начинают заранее скучать по мясу, которого столько и "такого" уже не будет в Иркутске. Все хорошо, город спит в такую рань в субботу – машин на дороге нет.

Мы отъезжаем километров тридцать, залазим на перевал и встаем – греется двигатель и закипел тосол. Вот не было печали... Стоим полчаса, рядом обо и проезжающие монголы советуют вернуться и заехать в сервис. А главное, у нас собой пара литров воды и тосола нет. Собирается консилиум из наших мужчин и общими усилиями принимается решение ехать дальше до какого-нибудь селения, где можно налить воды или купить тосол. В горки будем заезжать в несколько приемов, с остановками. Есть опасность, что он опять закипит и мы встанем где-нибудь посреди степи в раннее субботнее утро и тогда ночевка рядом с машиной в палатке неизбежна. Такая перспектива не улыбается никому и мы молча наблюдаем за новыми участником поездки – стрелкой, показывающей температуру двигателя. Мы ее бережем, и как только она начинает ползти вверх, останавливаемся. Еще одного закипания избежать не удалось и последняя вода пошла в бачок. Вот теперь все по-настоящему.

Купили в каком-то поселке пару литров разливного тосола в пластиковых полторалитровых бутылках и попросили налить литра три воды в какой-то местной школе. До следующего поселка заливали один раз, скорость передвижения упала до невозможности. Начали считать километры, разрабатывать варианты пересадки на поезд Улан-Батор-Иркутск в Дархане и считать время и скорость.

К полпервому мы добрались до Дархана (а это всего 210 км от Улан-Батора). Решили ехать дальше на микрике, хотя вероятность того, что мы не успеем пройти границу до шести вечера велика. После Дархана машина стала греться меньше, но скорость увеличилась не сильно. Просто ландшафт стал более плоский – не было больших горок.

К КПП "Алтан-Булак" мы подъехали в четвертом часу. Перед воротами стояло две машины – мы встали третьими. В течение 10 минут эти две машины запустили и мы оказались у самых ворот. За нами пристроилась очередь. Большой автобус Улан-Батор – Улан-Удэ набирал на границе желающих ее переехать за плату. Казалось бы, вот они мы, перед воротам. Но за 2 часа стояния в них проехало куча "специальных" машин без очереди – это модные джипы и легковушки, микроавтобусы и грузовые машины, все с номерами Монголии. Автобус запустили на границу по времени тоже без очереди. А он проходил границу очень долго... Слава не выдержал и пошел общаться с пограничниками. Те запросили водку – ладно, принесли водку. Свинство, конечно, вымогать ее, но что не сделаешь, чтобы попасть домой. Пограничник выпил полбутылки сразу на месте, а половину поставил за батарею и накрыл тряпкой. Сказал, через полчаса пройдете. Ждем полчаса, час, а ворота открываются перед кем угодно, только не перед нами.

В пять часов вечера у ворот остались только мы. Вся очередь за нами каким-то образом просочилась вперед. Вдруг подъезжает монгольский микроавтобус с кучей людей, судя по всему, челноков. Открываются ворота и... запускают его, а не нас. Только после них заехали мы. На первом строении на монгольской стороне, Славу и Тамару зовут внутрь здания и говорят "давайте шесть тысяч тугров". Наши отвечают, что денег нет, что они уже платили за страховку, когда ехали в Монголию и что где написано, что мы должны платить эту сумму, а главное, за что? Монголы начинают махать какой-то тетрадкой (взятки что ли все помечают?) и требовать водки, если нет денег. Наши не сдаются и говорят, что водки нет. Тогда чудесные пограничники, поглядывая на часы, спрашивают "вы знаете, что 5 часов и что граница закрывается в 6 вечера?" В общем, свинство наивысшей степени.

Не солоно хлебавши, со злыми лицами, нас пропускают. Особенно противно, когда рядом с машиной вытаскивают Славу и заводят за угол, не сильно прячась, вроде как "на разговор". Отвратительно! К счастью, мы обходимся без досмотра вещей на монгольской стороне, потому что уже полшестого и тетеньки собирают сумки идти домой, раскладывают в пасьянс на компьютере и занимаются всем чем угодно. Пограничник, сверяющий фотографии в паспорте заставляет Томку снять очки, потому что, говорит, мы с ней абсолютно одинаковые. Мы снимаем по его требованию шапки, потом он спрашивает кто такой Ваня в немецкой визе (сын Томы и Андрея), почему он там стоит и т.д. В общем, цепляются самым натуральным образом.

Кое-как мы без пятнадцати шесть подъезжаем к воротам, ведущим с монгольской стороны на нейтральную полосу. Каждый монгольский пограничник просит у Славы сигарету и пачка расходится вся при прохождении монгольской стороны. У нас забирают квитанцию об оплате страховки, когда мы ехали в Монголию. Интересный ход – ликвидация доказательств оплаты что ли. Только нам открывают ворота, как нас подрезает прямо в воротах убитая зеленая "двойка" с монголкой за рулем. Да что же это такое-то...

На российской стороне выходит тетенька из строения и спрашивает все ли мы из России. Потом уходит, мы проезжаем яму, в которой летом была налита хлорка, чтобы дезинфицировать колеса машин. Сейчас она сухая и пустая. Но 60 рублей с нас за такой вот санитарный контроль взяли. Мы стоим в очереди на таможенный досмотр еще минут 30. Сначала долго проверяют микроавтобус с монголами-челноками, проехавший вперед нас. Их несколько раз заводят и выводят из здания, разбираются и ругаются. В это время монголка, сидящая за рулем "двойки" тщательно распихивает вещи по машине, укладывает их, надевает на себя две дубленки одну поверх другой и все время почему-то озирается. Машину с монголами заворачивают обратно на монгольскую сторону не знаем по какой причине. Монголку просят зайти внутрь и она, как заправский шпион, обернувшись во все стороны, заходит. На удивление быстро проходит досмотр – ее даже не заставляют вытащить вещи.

Наконец, доходит очередь до нас. Простучали двери, обшарили салон, вытащили немного рюкзаков и сумок и в пятнадцать минут седьмого, когда фонари уже горели над обоими КПП, Родина нас впустила. Мы были последними. Не ровен час, если бы Слава не принес водку, то за последние 3 часа работы КПП "Алтан-Булак" могла бы не пройти ни одна машина "смертных". Вот такие вот пироги – коррупция процветает. И если на пути туда у меня от границы никаких отрицательных эмоций не было и монголы были улыбчивы и приветливы, то на обратном пути отношение к прохождению границы у меня поменялось.

Кстати, если на КПП "Кяхта" есть надписи на зданиях на русском и инструкции по заполнению декларации на трех языках (русском, английском, монгольском), то на КПП "Алтан-Булак" если и есть где-нибудь надписи, то только на монгольском.

Машина словно тоже захотела домой и стрелка перестала подскакивать. Двигатель больше не грелся, версия, что термостат заклинило, поэтому тосол вскипал, возможно, была самая близка к истине. Водители на Родине, в отличие от трасс в Монголии, переключали дальний свет на ближний и в Улан-Удэ мы приехали в одиннадцатом часу, успев на поезд Наушки-Иркутск, на котором мы могли приехать ровно через сутки, если бы остались в Дархане ждать поезд.

Монголия - огромная и удивительная страна, в которой столько интересного, что можно ездить каждый год, не повторяя маршрут. Природное разнообразие очень широкое, начиная с пустыни и заканчивая лесами и высочайшей горой высотой 4374 м. За 9 дней путешествия мы ни разу не испытали чувства пресыщения.

Эля or Норка

Артур Скальский

© Angara.net

ТуризмИркутск

8071

14.12.2003, 14:01

URL: https://babr24.news/irk/?ADE=10633

Bytes: 7424 / 7401

Версия для печати

Поделиться в соцсетях:

Также читайте эксклюзивную информацию в соцсетях:
- Телеграм
- ВКонтакте
- Вайбер
- Одноклассники

Связаться с редакцией Бабра в Иркутской области:
[email protected]

Автор текста: Артур Скальский.

Другие статьи в рубрике "Туризм" (Иркутск)

Иркутск – туристическая точка или просто транзитный пункт?

Иркутская область вошла в десятку самых гостеприимных регионов России. На первый взгляд, это звучит как успех, но если копнуть глубже, становится очевидно: региону ещё есть куда расти. Автор: Инга Гаврикова Фото из альбома "Байкал. Ольхон. Лето" © Фотобанк "RuBabr" Исследование Банка ДОМ.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

5030

10.02.2025

Катамараны для избранных, уборка для своих: кто останется за бортом байкальского туристического бума

Федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» предполагает к 2029 году превратить берега священного озера в центр круизного туризма. На бумаге — модернизация девяти причалов, новые суда и отели, интеграция местной культуры.

Виктор Кулагин

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесБурятия Байкал Иркутск

14755

22.01.2025

От пляжей Таиланда до снегов Монголии: маршруты иркутян на праздники

Новогодние праздники — это время, когда многие решают отдохнуть за границей. В этом году жители Иркутской области чаще всего выбирали поездки в Таиланд и Китай. Эти направления привлекли туристов тёплым климатом, пляжами и возможностью провести каникулы без суеты.

Анна Моль

ТуризмОбществоИркутск

3394

17.01.2025

Риск удвоения турпотока к 2036 году: сможет ли Байкал выдержать такой наплыв туристов?

Вопрос развития туризма на Байкале становится всё более актуальным, но сопровождается массой сложностей.

Анна Моль

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

20065

09.12.2024

Туристический налог на Байкале: спасение бюджета или конец доступного отдыха?

С начала 2024 года в Иркутской области муниципалитеты получили право вводить туристический налог — сбор, направленный на пополнение местных бюджетов.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

24120

05.12.2024

100 рублей в сутки: решит ли туристический сбор проблемы Усолья?

В Иркутской области вопрос введения туристического налога остаётся открытым. Несмотря на то, что губернатор региона заявил о нецелесообразности введения налога на уровне области, местные власти начинают экспериментировать.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск

16406

27.11.2024

Туризм на Байкале: растущая популярность и её последствия

С каждым годом растущий поток туристов к Байкалу вызывает все больше проблем, среди которых наиболее актуальными являются загрязнение экосистемы озера и повышение цен, что делает отдых на Байкале недоступным для местных жителей.

Анна Моль

ТуризмЭкологияЭкономика и бизнесИркутск Байкал

28576

18.11.2024

Воздушные замки: международные амбиции аэропорта Улан-Удэ остаются на бумаге

В октябре 2024 года аэропорт Улан-Удэ «Байкал» обслужил своего 600-тысячного пассажира, что руководство предприятия называет рекордным результатом. Но подобный показатель (629 тысяч пассажиров) аэропорт показывал еще в декабре 2022 года, а в 2023 году пассажиропоток составил 715,6 тысячи человек.

Виктор Кулагин

ТуризмЭкономика и бизнесБурятия Иркутск Забайкалье

22003

16.10.2024

Дорого и долго: Иркутская область взялась за модернизацию инфраструктуры Ольхона

Ежегодно на Ольхон приезжают тысячи отдыхающих, чтобы насладиться красотами этого уникального места. Однако растущее число туристов создает серьезную нагрузку на инфраструктуру, связывающую остров с материком. В первую очередь на паромную переправу.

Анна Моль

ТуризмТранспортИркутск Байкал

9324

14.10.2024

В Байкальске строят новую канатную дорогу на горе Соболиная

В Байкальске активно продолжается строительство новой канатной дороги на горе Соболиная, где рабочие прокладывают электросети для "запитки" будущего подъемника.

Ярослава Грин

ТуризмИркутск Байкал

24780

30.09.2024

«Сибирская Швейцария» для иностранцев: как Байкал стал недосягаем для простых россиян

Иркутская область вошла в число самых популярных туристических направлений России. По данным исследований, число иностранных гостей в регионе увеличилось в 2-2,5 раза за последние годы.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

34163

30.09.2024

Ремонт паромной переправы на Ольхон: 846 миллионов рублей на реконструкцию

На официальном портале Единой информационной системы в сфере госзакупок стартовал электронный аукцион на определение подрядной организации, которая займется реконструкцией причальных сооружений паромной переправы, соединяющей материк и остров Ольхон.

Анна Моль

ТуризмЭкономика и бизнесИркутск Байкал

32225

21.08.2024

Лица Сибири

Кайнова Валентина

Наумов Николай

Алексеева Эмма

Заяц Вячеслав

Халецкий Федор

Ванькова Дарья

Василькова Мария

Таевский Павел

Набоков Юрий

Басаргина Ирина