Экономика Монголии: что не так с бюджетом и налогами?
Распад социалистической системы, обретение независимости и национального суверенитета Монголией закономерно привели к созданию собственной финансовой системы в государстве. Большую роль в этой системе играет фискальная политика. Переход от плановой системы к рыночной не дался безболезненно: на экономику обрушился дефицит товаров и гиперинфляция. Монголия перестала быть частью единого советского организма и начала искать собственные финансовые ресурсы и строить отдельный хозяйственный комплекс.
По данным Международного валютного фонда (МВФ), Монголия относится к странам с динамично развивающейся экономикой, где из-за эффекта низкой базы инвесторам можно в короткие сроки получить хорошую прибыль. С 2015 года темпы экономического роста Монголии сильно выросли, пока не наступил коронакризис 2020 года. В отдельные годы экономика Монголии развивалась динамичнее российской экономики, ВВП страны в постсоциалистический период вырос в десять раз.
За 2000-2022 годы в Монголии сильнее всего (до 20% в год) росли отрасли обрабатывающей промышленности, промышленного строительства и транспорта. Кроме того, увеличивались темпы прироста внешнеторгового оборота, например, в 2018 году рост составил 22,5% (около 13 миллиардов долларов). Основными внешнеторговыми партнёрами являются ближайшие соседи – Китай, Россия, Южная Корея, Япония и прочие страны Азиатско-Тихоокеанского региона.
В статье "Фискальная политика Монголии и неналоговые поступления бюджета" кандидат экономических наук Михаил Гордиенко отмечает, что макроэкономическая стабильность позитивно влияет на бюджетную и налоговую устойчивость. В 2018 году консолидированный бюджет был исполнен с профицитом благодаря мерам правительства Монголии по укреплению финансовой дисциплины и обеспечению исполнения бюджетного законодательства.
Но при этом дефицит государственного бюджета оставался значительным. Он сохранялся из-за невысоких показателей налоговых поступлений в объёме ВВП, которые характерны для развивающихся экономик.
Этот показатель учитывает только налоги. В него не входят другие обязательные платежи в пользу государства: штрафы, пени и большинство компенсационных выплат. Как видно из графика, лишь единожды в 2006 году объём налоговых поступлений в государственный бюджет достиг 28,7% ВВП, что стало исключением. В остальное время (особенно после мирового финансового кризиса 2008 года) фискальная политика страны оказалась крайне слабой.
Отсюда можно сделать два вывода: либо правительство Монголии придерживается принципов либертарианства и минимального государства, либо оно не смогло добиться сильной фискальной дисциплины и организовать качественный финансовый контроль. Второй вариант выглядит более реальным.
График чётко показывает постепенное сокращение бюджетных доходов, что указывает на снижение объёмов государственных мер экономического стимулирования и поддержки. Очевидно, что монгольскому правительству следует как можно быстрее заняться совершенствованием государственного финансового контроля в бюджетной сфере.
Парадоксально, но доходы государства вроде как растут. Однако рост связан с кредитами, которые Монголия получает от других стран и наднациональных институтов. Например, в декабре 2019 года Всемирный банк предоставил ей кредит на 30 миллионов долларов для реализации проекта по увеличению объёмов производства в секторе животноводства.
Какие же налоги существуют в Монголии? Набор стандартный: подоходный налог, социальные страховые взносы, налоги на имущество, налоги на отечественные товары и услуги, а также налоги на международную торговлю и операции. Подоходный налог, когда-то составляющий 50% всех государственных доходов, сейчас занимает второе место по объёмам.
В настоящее время больше всего денег монгольскому правительству приносят налоги на товары и услуги, произведённые внутри страны. В эту группу налогов входят: налог на добавленную стоимость, акцизы, налоги на топливо и транспортные средства, таможенные пошлины, сборы, земельный налог, налог на охоту, плата за загрязнение окружающей среды.
Третьими по объёму доходов стали налоги на международную торговлю и операции: дивиденды, пени и штрафы, арендные платы, нефтяные платежи, навигационный сбор, доходы бюджетных учреждений и так далее.
Конечно, доходы государства не ограничиваются налоговыми поступлениями. Существуют неналоговые поступления и доходы от управления государственным имуществом и от его приватизации. Последней статьёй раздела доходов являются кредиты, гранты и трансферты. Например, Монголия получает существенную финансовую поддержку от Азиатского банка (АБР). В январе 2020 года монгольское правительство направило в АБР заявку на получение финансовой поддержки для реализации проекта строительства системы автономного питания. Банк одобрил заявку и предоставил Монголии льготный кредит на 100 миллионов долларов.
Стабильный дефицит госбюджета, слабая финансовая дисциплина, зависимость от внешних займов – основные проблемы бюджетной и налоговой системы Монголии, о которых пишет экономист Гордиенко. Структура доходов бюджета соответствует структуре типичного развивающегося государства, но при этом имеются проблемы с налоговым администрированием, методами финансового контроля и формированием статистики.
Сейчас перед экономикой Монголии стоит целый ряд актуальных задач: возвращение к позитивным темпам экономического роста, обеспечение бюджетной стабильности, развитие нормативно-правового регулирования и повышение уровня конкуренции в банковской нише, повышение производительности труда и диверсификации экономики государства (это очень важно для ликвидации или хотя бы значительного уменьшения сырьевой зависимости), развитие туризма. Только их решение сможет привести к тому, что страна перестанет жить в кредит.
Ранее на Бабре:
Экономика Монголии: чудо, которое закончилось
Жители Монголии обеспокоены ростом коррупции в стране
Энергетика Монголии: топливно-энергетический комплекс. Разбор БАБРа