Китайская рулетка: Пекин снова положил глаз на «Силу Сибири-2»
Причиной внезапного всплеска интереса Китая к замороженному проекту газопровода «Сила Сибири-2» стал новый поворот геополитической нестабильности и энергетической зависимости страны. На фоне конфликта в Персидском заливе, роста фрахтовых ставок на СПГ и срыва поставок через Ормузский пролив, Поднебесная готова вернуться к разговору о проекте «Газпрома». Даже на условиях, которые она раньше считала невыгодными.
Сейчас через Ормузский пролив Китай получает до 30 % СПГ. Большая цифра, поэтому блокировка этого коридора или даже угроза её – головная боль для всего промышленного юга КНР. В нынешних реалиях трубопровод из России выглядит не просто удобной, а практически единственной гарантированной альтернативой.
«Основными поставщиками СПГ на мировой рынок являются США, отношения которых с Поднебесной далеки от дружественных, а также Австралия и Катар, считающиеся союзниками Соединенных Штатов. В Пекине понимают, что существуют риск того, что все перечисленные экспортеры могут внезапно отказать в продаже энергоресурсов из-за причин, скажем так, не связанных с бизнесом. То есть из-за геополитических обстоятельств, обусловленных, например, борьбой США и Китая за первенство на мировой экономической арене», – поделился гендиректор Института национальной энергетики Сергей Правосудов с редакцией «Московский комсомолец».
Проект «Сила Сибири-2», напомним, рассчитан на 50 миллиардов кубометров газа в год – это почти в полтора раза больше мощности действующего маршрута «Сила Сибири». Газопровод должен соединить российские месторождения с китайской инфраструктурой через Монголию. И хотя о проекте говорят уже более десяти лет, переговоры о цене постоянно тормозили строительство: Пекин требовал скидок, Москва не спешила уходить в убыток.
Но ситуация меняется. По данным китайской таможни, в мае 2025 года Россия вошла в тройку крупнейших поставщиков СПГ в КНР, а трубопроводные поставки по «Силе Сибири» выросли на 24 % за первые пять месяцев года. И это далеко не все возможные ресурсы «щедрой души»: всего действующий маршрут ограничен 38 миллиардами кубов газа.
После вспышки ирано-израильского конфликта фрахт СПГ-танкеров (аренда судов) резко подорожал: с $20 тысяч до $50 тысяч в сутки. Китайские импортёры в связи с этим моментально сократили закупки: за год разница составила минимум 12 %.
Тем не менее газ Китаю нужен. Тут как раз и понадобился удобно забытый проект «Сила Сибири-2». При этом спор о цене никуда не исчез. Bloomberg сообщает, что КНР добивается скидки до 28 % по сравнению с европейскими тарифами. Россия в ответ напоминает, что она и так уже сбросила 37 % в других контрактах и продавать дешевле, чем отечественным промышленникам, не намерена. И пока Китай рискует остаться без газа, аргументы Москвы наконец-то начали звучать весомо. Но. Почему тогда до сих пор нет финального соглашения?
Во-первых, китайская сторона всё ещё пытается выбить выгоду. Ведь Россия тоже загнана в угол: страна ослаблена санкциями. Во-вторых, сама «Сила Сибири-2» требует согласования и с Монголией, а как мы уже знаем, с этим тоже не всё гладко. Например, осенью 2024 года правительство страны не включило газопровод в свои долгосрочные планы.
Понятно, что Китай играет в долгую, он не любит зависеть от чужой стороны и обожает контролировать. И несмотря на то что новый газопровод для него – способ защититься от нестабильности Ближнего Востока, связываться с Россией энергетическими узами, как мы видим, он не торопится.
Бабр продолжит следить за развитием событий.